The Wall Street Journal | 16 июня 2006 г.
Подвинься, Че. Чавес - новый кумир радикальной моды
Боб Дэвис
Популист из Венесуэлы вдохновляет американских сторонников
Уго Чавес, пламенный президент Венесуэлы, называет президента Буша "осел", "трус", "пьяница" и, чаще всего, "господин Опасность". Подобные заявления не обеспечили ему много друзей в Вашингтоне, но дюжину его горячих сторонников недавно объединили.
На совещании, прошедшем на верхнем этаже склада в Чайнатауне, организация, куда входят несколько инженеров, студент, медсестра и парочка штатных активистов, обсуждала свой следующий шаг. Несколькими неделями раньше они помогли провести в Вашингтоне демонстрацию в поддержку Чавеса. Мысль о киновечере, посвященном Чавесу, показалась старомодной.
Хорхе Марина, инженер из Бостона, продвигал другую идею: отпраздновать день рождения кумира Чавеса, Симона Боливара - освободителя Южной Америки от испанского владычества. Они тут же начали планировать вечеринку "Буги Боливар" с именинным тортом, назначив ее на 24 июля, когда "освободителю" исполнилось бы 223 года. Две молодых женщины потребовали оркестр и танцы.
Для части американских левых Чавес стал революционным героем, почти не уступающим Че Геваре и Фиделю Кастро. Президент Венесуэлы, которому сейчас 51 год, использует нефтяные богатства государства для поддержки режима Кастро и повышения качества образования и здравоохранения для бедных в своей стране. Он мечтает о распространении венесуэльской системы социализма в Латинской Америке.
Правозащитные организации и администрация Буша предупреждают, что он концентрирует власть в своих руках, ослабляет юстицию и ставит под угрозу свободу слова. "Чависты" отметают эти предостережения как пропаганду американских СМИ.
"Мое политическое убеждение заключается в том, что США - это чудовищная империя, с которой пора покончить", - заявил Джейк Ирвин, студент колледжа из Олимпии, и его высказывания сильно напоминают заявления Чавеса. Каждая стычка Чавеса с Бушем - в последний раз из-за того, что Венесуэла торпедирует попытки США заключить соглашение о свободной торговле в полушарии, - увеличивает его популярность среди студентов, антиглобалистов и стареющих союзников мятежников из Центральной Америки.
Для 54-летнего Чака Кауфмана, национального координатора Никарагуанской сети, Чавес - это бизнес-шанс. Сеть, которой руководят из перестроенной бакалейной лавки рядом со стройплощадкой в Вашингтоне, была создана в 1979 году для поддержки сандинистов, левых мятежников, свергших союзного США жесткого правителя. Но когда избиратели прогнали сандинистов, Никарагуанская сеть сократила число сотрудников с 13 до трех. Теперь Кауфман воспринимает Чавеса как новый рынок. Бывший рекламный агент журнала об авиамоделях недавно участвовал в создании Сети поддержки Венесуэлы, которая призвана придать энергию сторонникам и, возможно, поможет ему поймать крупного донора - американский нефтеперерабатывающий завод Citgo Petroleum Corp., принадлежащий Венесуэле. "Пока не везет", - говорит он. Citgo утверждает, что поддерживает только проекты, "соответствующие корпоративным программам".
Другие сторонники Чавеса создали группы, получившие название Боливарских кружков. (Чавеса так восхищают усилия Боливара по созданию единой Южной Америки, что он переименовал свою страну в "Боливарскую Республику Венесуэла".) В Венесуэле кружки представляют собой районные ассоциации, руководящие местными поликлиниками и курсами ликбеза. У них есть и темная сторона: они помогают находить противников режима, которым затем оказывают помощь в образовании и других государственных услугах.
Примерно 20 американских кружков, в каждом из которых один-два десятка членов, считают себя защитниками режима Чавеса. По одному кружку есть в Нью-Йорке, Сан-Диего и Бостоне; в южной Флориде их три - в Майами, Форте Лодердейл и Международном университете в округе Майами-Дейд. Есть кружки и в далеком от Латинской Америки Орегоне - в Цинцинатти и Салеме.
Американцы, принимающие латиноамериканских революционеров, это давняя традиция, восходящая как минимум к никарагуанскому мятежнику Аугусто Сандино, который сражался с американскими морскими пехотинцами в 1920-е годы. Другие - это Кастро, его товарищ Че и человек, известный как команданте Маркос, возглавивший короткий мятеж в мексиканском штате Чапас в 1994 году. Все они были символами неповиновения, которое романтизировали интеллектуалы.
53-летний Гуннар Гундерсен говорит, что создал Боливарский кружок в Орегоне в 2002 году, возмутившись неудачной попыткой государственного переворота против Чавеса. Во время ежегодных поездок в Венесуэлу со своей женой, уроженкой Венесуэлы Сиомарой Гундерсен пришел в восторг от попыток Чавеса улучшить качество здравоохранения и образования для бедных. Он не мог понять, почему американские СМИ не видят его под таким углом, и вместе с десятком единомышленников из Орегона начал спонсировать фильмы, лекции и демонстрации в поддержку Чавеса.
Благодаря этой деятельности в 2004 году его пригласили в воскресное телешоу Чавеса Aló Presidente. Гундерсен, который обычно носит красные трикотажные рубашки (красный - это цвет революции Чавеса), прочитал перевод одной из любимых песен Чавеса на английский язык. Затем он вручил лидеру Венесуэлы копию регистрационного удостоверения его кружка как некоммерческой организации, заявив, что этот документ означает "признание кружка штатом Орегон". Явно тронутый, Чавес назвал его "брат" и заявил собравшимся: "Посмотрите, как это распространилось в мире".
Теперь Гундерсен, который работает менеджером японской программы обучения за рубежом в Орегоне, говорит, что тратит несколько тысяч долларов в год на мероприятия в поддержку Чавеса. Одним из них была мартовская Национальная конференция солидарности в Вашингтоне, где несколько сотен участников скандировали: "Oh, ah. Chávez no se va!" (Примерно: "О, нет, Чавес не уйдет!")
Кружок в Филадельфии снял три видеофильма в поддержку Чавеса. Один из них был посвящен рабочим, которые не допустили краха государственной нефтяной компании, несмотря на забастовку противников Чавеса. Кружок в Форт Лодердейл купил 35 инвалидных колясок для венесуэльской больницы, а правительство Венесуэлы в ответ прислало 200 экземпляров "Дон Кихота" на испанском языке для местной библиотеки. Когда книги прибыли, член кружка Али Гутьерес запел испанскую песню о любви.
Кружки не получают финансирования от правительства Венесуэлы, но помогают стране создавать привлекательный имидж режима Чавеса и организуют туры в страну. Мозес Наим, который был министром торговли Венесуэлы до Чавеса, а теперь является редактором журнала Foreign Policy, считает, что "режим бессовестно использует" членов кружков. Но посол Венесуэлы в США Бернардо Альварес говорит, что кружки независимы и "помогают нам противостоять кампании по обвинению Венесуэлы в отсутствии свободы слова".
Члены кружков были в восторге, когда зимой Citgo объявила, что предоставила около 40 млн галлонов топлива для дешевого отопления 181 тыс. домов на северо-востоке. Организация True Majority, созданная в интернете Беном Коэном на популярности Ben and Jerry, разослала электронные послания своим 500 тыс. членов, призывая их покупать бензин Citgo, что активисты называли "бай-котом" (buy-cott).
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях