The Washington Times | 16 июня 2010 г.
Когда надежда выдает себя за опытность
Кейт Б.Пейн
По плану Обамы ядерное нераспространение имеет преимущество перед ядерным сдерживанием
Администрация Обамы недавно обнародовала ядерную доктрину (NPR) 2010 года, которая, наряду с договором СНВ-3, задает основные тенденции политики США в ядерной сфере, напоминает читателям The Washington Times Кейт Б.Пейн, работавший помощником замминистра обороны в администрации Джорджа У.Буша. Положительная сторона доктрины в том, что она, опираясь на более ранние доктрины, от 1994 и 2001 года, адаптирует курс США к стратегическим реалиям, сложившимся в мире после окончания холодной войны, пишет он. Доктрина также не равнозначна программе "ядерного нуля", считает автор. Так, в ней содержится обещание не применять ядерное оружие против определенных государств, но оговаривается, что в некоторых ситуациях - например, в ответ на применение биологического оружия - обещание недействительно. В доктрине сказано, что США могут сохранить эффективный потенциал сдерживания, не разрабатывая новых ядерных боеголовок, однако высокопоставленные представители США разъяснили: если новый ядерный потенциал будет сочтен необходимым, курс администрации не воспрепятствует его разработке.
"У доктрины 2010 года есть также ряд недостатков. Во-первых, она, видимо, исходит из представления, что в будущем отношения с Россией будут дружескими или как минимум мирными", - продолжает Пейн. Однако, на его взгляд, угрозы со стороны России в адрес друзей и союзников США стали лишь острее. Во-вторых, доктрина недвусмысленно делает "безъядерный мир" и нераспространение ядерного оружия наивысшим приоритетом курса США в ядерной сфере, тогда как, по мнению автора, это основано на надеждах, а не на практическом опыте.
В этом контексте СНВ-3 внушает опасения, так как противоречит доктрине: доктрина указывает на растущее значение обычных вооружений и противоракетной обороны для сдерживания, но СНВ-3 "ограничивает именно эти категории вооружений и наделяет Россию прямой и косвенной властью ограничивать разработки американских систем ПРО", - утверждает автор. В доктрине многозарядные боеголовки названы фактором дестабилизации, но СНВ-3 снимает все ограничения в этой сфере. Положения СНВ-3 о верификации автор считает шагом назад, так как они не дают США информации о российских мобильных ракетных комплексах и новых вооружениях. Пейн советует Сенату США учесть все эти моменты при ратификации договора.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях