Статьи по дате

The Wall Street Journal | 16 марта 2000 г.

Российской электронной коммерции не удается вырваться из бюрократических сетей, но CyberPlat пытается

Гай Чейзан

На официальном сайте компании "Калашников и К" вам предлагают на выбор большое разнообразие оружия и боеприпасов. Естественно, для того, чтобы приобрести что-либо на таком сайте недостаточно просто щелкнуть мышью. Если вы хотите стать гордым обладателем оружия, изготовленного всемирно известным российским производителем автомата АК-47, вам придется послать по почте или спецсвязью заявку, лицензию на право приобретения оружия и нотариально заверенную копию своего паспорта.

Но в России и обычную книгу купить не намного проще. Популярный сетевой магазин "Озон", например, предлагает покупателям оплачивать заказ наложенным платежом, почтовым или телеграфным переводом. Товар будет доставлен лишь после того, как "Озон" получит деньги. Только жители Москвы и Санкт-Петербурга имеют возможность воспользоваться курьерской доставкой, и заплатить непосредственно курьеру. Кроме того, можно сделать предоплату по кредитной карте, но мало у кого из россиян они есть.

Эксперты говорят, что электронная торговля в России не сдвинется с места до тех пор, пока не будет создана надежная сетевая платежная система. Банк "Платина" открыл в Интернете платежную систему CyberPlat. Этот банк является российским лидером в использовании сетевых систем для электронной торговли, его доля на рынке - по информации CyberPlat и финансовой компании Salomon Smith Barney - составляет от 70 до 80%. Salomon Smith Barney консультирует CyberPlat, которая собирается в апреле или мае продать до половины своего бизнеса инвесторам.

CyberPlat предлагает своим клиентам два уникальных решения проблемы платежей. Первый - оплата при помощи кредитной карты. Второй - при помощи электронных банковских переводов, по технологии защищенного финансового документооборота. Данная технология предназначена в первую очередь для межкорпоративных расчетов, она представляет собой закрытую систему; покупатель и продавец должны открыть счета в банке "Платина". Из обладателей таких счетов складывается стремительно растущее торговое сообщество.

"Каждый день десять магазинов звонят, чтобы у нас зарегистрироваться, товарооборот каждый месяц удваивается", - говорит руководитель проекта CyberPlat Вадим Белопольский. К системе подключились 68 магазинов, 116 находятся в процессе регистрации. Количество зарегистрированных клиентов равно 35 000. Год назад их было всего 3000. В феврале общая сумма платежей по кредитным карточкам через счета CyberPlat превысила 500000 долларов (517 евро), в то время как в июне, по словам Белопольского, она равнялась 10 000 долларам.

Потенциал и Трудности.

Такой быстрый рост говорит о большом потенциале электронной коммерции в России.

Ожидаемый общий объем электронных платежей в России в 2001 году, по данным, опубликованным в совместном мартовском докладе Американской Торговой Палаты и Российской Торгово-Промышленной Палаты, должен достичь 6 миллионов долларов. Это ничтожно мало по западным стандартам и все-таки в десять раз больше, чем суммарный объем электронных платежей в России за период с января по октябрь 1999.

Постепенно начинают появляться иностранные инвесторы. В январе российские и западные предприниматели - во главе с группой Baring Vostok Capital Partners и инвестиционным банком United Financial Group - основали компанию, чтобы инвестировать в российский интернет. В начале марта эта новая компания, ru-Net Holdings, с капиталом в 20.5 миллионов долларов, потратила 3 миллиона долларов на покупку контрольного пакета акций сетевого книжного магазина "Озон". Это первый случай покупки российской компании, занимающейся электронной коммерцией.

Компания была основана в 1998 году в Санкт-Петербурге тремя разработчиками программного обеспечения. В феврале 1999 года доход компании равнялся 8 300 долларов, а в прошлом месяце он достиг 52 000 долларов. 60% выручки поступает от русских, проживающих за границей, в основном из США и Израиля. Они обеспечивают "Озону" большую часть объема платежей по кредитным картам, в России же пока царят наличные расчеты.

Такая зависимость от наличных денег и бюрократические путы могут раздавить российскую электронную коммерцию, которая и без того ведет тяжелейшую борьбу за выживание. В стране с 146 миллионным населением существует всего 2,8 миллиона пользователей сети, в сравнении с 73 миллионами в США. По оценкам, только 5,5 миллионов россиян имеют кредитные карты. И даже из них мало кто рискует пользоваться ими в сети - компьютерное мошенничество цветет пышным цветом, банковская система в целом тоже не пользуется особым доверием. Добавьте сюда ненадежную почтовую систему и скверные телекоммуникационные линии.

"Количество бюрократических препон просто ошеломляет, - говорит Ходсон Торнбер, эксперт по сетевому бизнесу в московском офисе Arthur Andersen. - В электронной коммерции никаких бумаг нет, но в России требования налоговых служб в отношении ведения документации на бумаге, в отношении печатей и подписей поникли и сюда. И это может серьезно осложнить электронную сделку".

Причины для Недоверия.

Даже после того, как в сети появилась CyberPlat, российским покупателям нельзя терять бдительность. В стране до сих пор не существует законов, которые бы могли защитить электронного продавца или покупателя. Аналитики уверены, что пока в силе остаются правила, требующие представить бумажный документ для подтверждения состоявшейся сделки, электронная коммерция с места не сдвинется.

Ключом к успеху CyberPlat является надежная защита данных. Передаваемая информация подписывается электронными цифровыми подписями участников Системы, при этом используется сложнейший алгоритм ключей доступа. Межкорпоративная схема "идеальна дял компаний, поскольку здесь вообще нет риска", - говорит Белопольский. "CyberPlat берет на себя всю ответственность и несет все убытки в том случае, если кому-нибудь удастся взломать ключ".

Но не смотря на быстрый рост, в CyberPlat понимают, что для того, чтобы привлечь интерес к своим акциям, необходимо расширять спектр деятельности.

"Нужно продолжать развивать существующую модель межкорпоративных расчетов, чтобы в ней смогли участвовать и другие банки", - говорит Ираклий Мтибелишвили, директор московского офиса Salomon Smith Barney. Он уверен, что другие банки захотят присоединиться. "Насколько мы понимаем, конечный успех российской электронной коммерции в первую очередь зависит от того, как будет разрешена проблема платежей за товары и услуги через интернет. В настоящее время у CyberPlat реальных конкурентов нет".

В то же время, критики отмечают, что законопроект об электронной цифровой подписи, который, как ожидается, вскоре будет принят российским парламентом, станет скорее препятствием, нежели опорой для электронной торговли. В отчете Американской Торговой Палате говорится, что это некоторые из заложенных законопроекте требований идут вразрез общемировой тенденции ослабления государственного регулирования.

Вызывают тревогу некоторые шаги ФСБ, указывающие на желание бюро следить за происходящим в сети. Правительство своим указом обязало всех российских интернет-провайдеров установить специальную аппаратуру, при помощи которой ФСБ мог бы читать электронную почту всех россиян. Аналитики предсказывают, что тревога, которую вызывает подобный мониторинг, может очень сильно замедлить развитие электронной коммерции.

"Возникает вопрос: Сможет ли электронная коммерция существовать при столь сильном государственном контроле?", - говорит Уилл Померанц, адвокат московского офиса фирмы Baker&McKenzie.

И все-таки злейшим врагом сетевого бизнеса в России являются не платежи, не вмешательство государства, не чахлые линии телефонной связи, не хаос на почте, а нечто куда более простое - равнодушие.

"Российские потребители пока не очень требовательны, - говорит Thornber. - Электронная торговля лучше, быстрее, дешевле обычной. Но в России эти качества пока не ценятся так высоко, как на Западе".

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru