Статьи по дате

The Wall Street Journal | 16 марта 2000 г.

Газпром и Eni лидируют в гонке за право качать природный газ в Турцию

Джин Уэйлен

ОАО "Газпром" и итальянская энергетическая компания Eni SpA объявили, что нашли 1,6 миллиардов долларов (1,65 миллиардов евро) для реализации амбициозного проекта по строительству газопровода по дну Черного моря, став лидерами в гонке за право транспортировать российский природный газ в Турцию.

Это большая коммерческая и дипломатическая удача для России, которая хочет сохранить влияние над ключевыми каспийским и черноморским регионами. Кроме того, это наносит удар по проекту транспортировать природный газ в Турцию из Турменистана, который поддерживали США, - отмечает газета.

В "Газпроме" заявили, что итальянское агенство экспортного кредитования SACE предоставляет ему страховое покрытие в объеме 1 миллиарда долларов. Организатором займа выступила группа банков, во главе с Mediocredito Centrale SpA, Banca Commerciale Italiana и West Merchant. Оставшиеся 600 млн долларов будут привлекаться Японским банковским консорциумом под гарантии министерства международной торговли Японии и японского банка международного сотрудничества.

Возможные осложнения.

Итальянская сторона в целом подтвердила заявление "Газпрома", но высказала несколько опасений. Представитель SACE сказал, что 2 марта агентство выдало группе банков "обещание предоставить страховое покрытие", но отметил, что договор вступит в силу только после того, как будут подписаны контракты с итальянскими строительными компаниями на строительство газопровода. Марко Манигалли, директор финансового отедла ENI сказал, что гарантии SACE - это "важнейший, но не последний шаг. Предстоит решить еще ряд бюрократических препятствий".

Если же эти бюрократические препятствия будут преодолены, "тогда, - по словам Джонатана Стерна, вице-президента лондонской компании Gas Strategies, - "Голубой Поток" - вопрос решенный. В принципе, они уже победили. Финансирование было самым главным вопросом". Он добавил, что скорее всего "Голубой Поток" сможет выполнить поставленную задачу начать поставки газа в Турцию в 2001 году.

Год назад задача привлечь финансирование в такой технологически рискованный проект, как "Голубой Поток", казалась просто невыполнимой. Протяженность трубы - 1200 км, большая ее часть пройдет по дну Черного Моря, и она станет самым глубоководным трубопроводом в мире. Специалисты говорят, что химический состав воды Черного Моря тоже создает проблемы. "Существуют непростые вопросы, но Eni и "Газпром" уверены, что смогут их разрешить, - говорит Джулиан Ли, аналитик лондонского Центра Исследований Мировой Энергии.

Акции Голубого Потока.

"Газпрому" и Eni принадлежат по 50% акций компании "Голубой поток", совместного предприятия, которое занимается строительством подводной части трубопровода. Общая стоимость строительства подводного участка равна 2 миллиардам долларов. Помимо 1,6 миллиардов долларов долга партнеры внесли в акции по 200 миллионов долларов.

Турция, наиболее быстро развивающаяся страна региона, скорее всего, станет главным потребителем для многих стран-экспортеров каспийской зоны. Иран, Россия, Туркменистан и Азербайджан стремились договориться с ней. США, в попытке ограничить влияние России и Ирана над прибыльной торговлей нефтью и газом в регионе, поддерживали проект строительства Транс-Каспийского трубопровода, вокруг Каспийского моря, через Азербайджан и Грузию.

Еще четыре месяца назад казалось, что президент США Билл Клинтон победил в этой гонке, заставив всех стран участников пообещать свою поддержку в реализации проекта.

Трудности.

Но последние события создают проблемы для реализации проекта. После того, как в прошлом году консорциум, возглавляемый BP Amoco PLC, обнаружил в Азербайджанском секторе региона крупное газовое месторождение, между Азербайджаном и Туркменистаном началась борьба за доступ к трубе.

Месяц назад Туркменистан, раздосадованный задержками с экспортом собственного газа, еще больше ослабил Транс-Каспийский проект, подписав с Россией соглашение на ежегодные поставки 50 миллиардов кубических метров газа. Если это соглашение реализуется, то на него будет израсходована большая часть газа, который до этого планировалось транспортировать по обходной трубе, и усилия США, направленные на избавление Туркменистана от экономической зависимости от России, пойдут прахом.

Один из руководителей Транс-Каспийского проекта сказал, что компания еще не закончила финансирование проекта, но партнеры надеются завершить его к середине года. "Мы готовимся к реструктуризации". Он отказался комментировать вопрос о том, может ли эта реструктуризация означать, что к проекту подключатся дополнительные участники.

Многообещающий консорциум.

Транс-Каспийский проект принадлежит поровну PSG и Royal Dutch/Shell Group, одной из крупнейших нефтяных компаний в мире. PSG в свою очередь принадлежит Betchel Enterprises, отделению Betchel Services Group, и GE Capital Structured Services, финансовой службе General Electric.

Один из руководителей проекта сказал, что компания надеется начать работу над трубопроводом к середине года, сразу же после того, как будет закончено финансирование, чтобы успеть выполнить обещание начать поставки газа в Турцию к концу 2002 года.

В конце концов, оба проекта зависят от потребности Турции в газе. По оценкам турецкая государственная энергетическая компания Botas к 2020 году Турции нужно будет импортировать 80 миллиардов куб. метров газа в год, но многие аналитики считают, что эта цифра сильно преувеличена.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru