Статьи по дате

Financial Times | 16 марта 2001 г.

Гоголь продолжает расстраивать буржуазию

Никлас Пауэлл

Царю Николаю Первому очень понравилась комедия Николая Гоголя ?Ревизор?, впервые поставленная в 1836 г. Однако недовольство истеблишмента этой гневной сатирой о царящей в провинции коррупции было настолько яростным, что последующие 12 лет Гоголю пришлось провести за границей. Отголоски этого раздражения можно было услышать в парижском Тюильри, где ?Ревизор? (?L'Inspecteur?) был представлен Странствующим театром ?Футсбарн?, отправившимся впоследствии 12 марта на гастроли по Франции и другим европейским странам.

Странствующий театр ?Футсбарн? был создан в Корнуолле 30 лет назад и первые десять лет колесил по Британии. Следующее десятилетие он ездил по всему миру, собирая в труппу актеров самых разных театральных школ, а потом осел в деревне в центре Франции. Эта недорогая постановка ?Ревизора? гораздо смешнее и намного более полна жизни, чем дорогая, но скучная попытка поставить ту же пьесу, предпринятая два года назад ?Комеди Франсэз?.

?Ревизор? исполнялся на французском языке актерами с самыми разными иностранными акцентами. Актеры двигались потрясающе, ритм был безупречен. Каждый из тринадцати актеров исполнял несколько ролей, с ними явно была проделана большая работа, прежде чем им удалось соединиться в единое трагикомическое целое. Это - образец подлинного коллективного труда. В программе фамилии актеров перечислены в алфавитном порядке, а какие они сыграли роли, не указано вообще.

Россия представлена комически, краски сгущены, но все-таки спектакль вызывает множество воспоминаний. В самом начале конферансье расхаживает по сцене, запугивая публику и, как добросовестная стюардесса, сообщает ей, где находятся аварийные выходы. По сцене бродят актеры в масках волков, с потолка падает снег. Два крестьянина плавят кубики льда над парафиновой лампой, чтобы получить воду. Когда сдвигается в сторону занавес у балкона, зрители обнаруживают четырех властителей выдуманного Гоголем города на четырехместном деревенском туалете.

Все коррумпированные местные шишки испуганы предстоящим прибытием санкт-петербургского царского ревизора. Комедия начинается после того, как за страшного чиновника ошибочно принимают бедного юношу, остановившегося в местной гостинице. Парня заваливают взятками, предложениями сексуальных услуг и всяческим умасливанием (слишком часто, к сожалению, слова трудно разобрать), а он оказывается достаточно смышленым и бессовестным, чтобы сполна воспользоваться всем предложенным.

Эффект усиливает реквизит (тройка губернатора, например - это двухместное кресло для инвалидов), а декорации, когда они есть - просты и говорят о многом. Гостиничный номер юноши представлен куском грязных обоев. Костюмы похожи на непроданный товар из магазина для бедных, который изобретально перешит и дополнен жуткими масками, париками и накладными носами. Губернатор свирепствует, как кукольный злодей. Его жена - ее роль исполняет мужчина - вся состоит из искусственной груди и легкой щетины на лице. Она безуспешно соревнуется в похоти и амбициях со своей дочерью. Обе пытаются соблазнить лжеревизора.

Каждый вечер несколько человек уходили посреди спектакля. Видимо не потому, что их обидела критика действий провинциальных властей России девятнадцатого века, а потому, что изобретательная - и свежая - непристойность Странствующего театра ?Футсбарн? такова, что до сих пор может эпатировать буржуазию.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru