La Stampa | 16 марта 2004 г.
Буш осиротел без союзника Аснара
Корреспондент
Спустя год после саммита в Терсейре, когда было принято решение о нанесении удара по Ираку, Джордж Буш потерял союзника в лице Хосе Марии Аснара. Победа социалистической рабочей партии на выборах в Испании стала "жестоким ударом для Белого дома", написали New York Times и Washington Post.
Победа Хосе Луиса Родригеса Сапатеро открывает для администрации Буша три кризисных фронта, крайне опасных, поскольку до президентских выборов остается лишь 8 месяцев.
Первый - это Ирак.
"Вывод 1300 испанских солдат, одно из предвыборных обещаний Сапатеро, порождает две проблемы, - поясняет Рахель Бронсон руководитель ближневосточного отдела Council on Foreign Affairs в Нью-Йорке. - В военном плане возникнет нехватка контингента, которую трудно восполнить в тот момент, когда Соединенные Штаты планируют сокращение собственных войск. А в дипломатическом плане Вашингтон не сможет рассчитывать на одного из своих основных союзников".
В коммюнике Белого дома о телефонном разговоре Буша и Сапатеро, в ходе которого американский президент поздравил лидера социалистов с победой, не было никакого намека на тему Ирака, поскольку она стала взрывоопасной. На карту поставлена целостность коалиции. Подчиненные госсекретаря Колина Пауэлла уже изучают возможность посреднической миссии.
"Сапатеро выступает за передачу власти под эгидой ООН 30 июня и настаивает на принятии новой резолюции, - поясняет дипломатический источник в Вашингтоне, - это может открыть путь для достижения компромисса, который позволит испанским войскам остаться в Ираке".
Но переговоры могут оказаться сложными, поскольку в штаб-квартире ООН Соединенные Штаты уже не могут рассчитывать на поддержку посла Испании Игнасио Ариаса (бывшего президента мадридского "Реала"), которому придется оставить ооновский пост.
Вторым фронтом, имеющим для Буша стратегическое значение, является сплоченность Европы перед лицом наступления "Аль-Каиды".
"Терроризм одержал большую победу в Испании, потому что те, кто хотел привести в действие взрывные устройства 11 марта, желали изменить демократический процесс и преуспели в этом", - написал неоконсерватор Дэвид Фрум в National Rewiew Online, выразив мнение тех представителей администрации, которые увидели в победе социалистов определенное свидетельство: мол, Европа под ударами террористов содрогнулась, отступила, в отличие от того, как повела себя Америка после 11 сентября.
Возникли опасения, что все усилия, предпринятые администрацией в последние 30 месяцев для заключения с Европой антитеррористического соглашения, оказались напрасными.
"Вывести войска в результате голосования, на исход которого повлияли теракты, означает поддержать тезис тех, кто в Америке рассуждает о неуклонном политическом, военном и стратегическом упадке Европы", - утверждает Эдвард Латвак, политолог из Центра стратегических и международных исследований.
В Вашингтоне многие обеспокоены тем, что "Аль-Каида", ободренная политической победой, вновь сконцентрирует силы и нанесет удары по Западу.
"Аснар, выступая в конгрессе, заявил, что 11 сентября был нанесен удар по всему человечеству, а теперь "Аль-Каида" добилась своего: она его изгнала", - говорится в редакционной статье New York Sun. Желая избежать раскола в лагере борцов с "Аль-Каидой", Буш предложил Сапатеро сотрудничать в борьбе с терроризмом, начав охоту за организаторами терактов в Мадриде.
Помимо Ирака и терроризма, смена правительства в Мадриде вызывает у Буша опасения относительно негативных последствий для его собственной избирательной кампании в части внутренней политики: как проголосует испанское меньшинство? Их позиция, по мнению аналитиков, будет иметь решающее значение в ноябре.
Чтобы завоевать симпатии около 38 миллионов испанцев, в последние три года Буш сделал ставку на личную дружбу с Аснаром (и президентом Мексики Висенте Фоксом), представляя Аснара как основного партнера по вопросам Западного полушария, начиная с торговли. Саммит в Кроуфорде с Аснаром и Фоксом внес свой вклад в формирование имиджа Буша.
Опасность для Белого дома заключается в том, что возможные разногласия с новым правительством могут заставить Сапатеро проводить совсем иную политику, нежели Аснар. От этого может выиграть лишь сенатор Джон Керри, кандидат от демократов на президентских выборах, у которого появится больше оснований утверждать, что Буш "не пользуется поддержкой за рубежом".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях