The Guardian | 16 марта 2007 г.
Мы не забудем, что были жертвами и нацистской, и советской оккупации
Маргус Лайдре
Мы не пытаемся оправдать ужасы фашизма. Но коммунизм тоже отличался жестокостью
Константин Косачев заявляет, что Эстония теперь разрешает митинги СС и планирует демонтировать памятники павшим в борьбе с фашизмом (статья "Оскорбление нашим павшим", в выпуске Guardian от 6 марта). Это неправда. Историю можно писать разными красками. Для России годы с 1941 по 1945 означают Великую Отечественную войну - нападение на СССР фашистов, которые были повержены. Но для Эстонии, как и для Латвии, Литвы и Польши, Вторая мировая война началась двумя годами раньше - в 1939, когда Сталин и Гитлер поделили Европу на сферы влияния. В результате Эстония, Латвия и Литва на 50 лет потеряли независимость.
К несчастью, Россия отказывается признать слова своего первого президент Бориса Ельцина. В 1992 году в Венгрии он сказал, что после разгрома фашизма на Восточную Европу обрушилось новое идеологическое насилие. Ельцин, который принес извинения за действия Советского Союза, сказал, что необходимо знать свою историю, потому что без полной правды невозможно восстановить справедливость, и без полной правды не может быть ни раскаяния, ни прощения.
По словам Косачева, председателя комитета Госдумы по международным делам, "необходимо проводить четкую грань между политической реальностью того времени и простыми людьми, сражавшимися на фронтах войны". Россия признает, что выиграла Вторую мировую войну, но отказывается видеть связь с варварскими преступлениями против человечности, совершавшимися тем же самым режимом. Для эстонцев возвращение советских войск в 1944 году в нашу столицу Таллин означало только смену одного оккупационного режима другим.
Человеческие потери в годы советский и фашистской оккупации в Эстонии (1940-1945) были огромны: это соизмеримо с тем, как если бы современная Великобритания потеряла 12 млн человек.
Советские "освободители" депортировали мою тетю в Сибирь на 17 лет. Чтобы выжить, ей приходилось пить собственную мочу. "Освободители" без суда и следствия расстреляли ее мужа. "Обвинение" заключалось в том, что он был директором банка и поддерживал свободную рыночную экономику, его жену сочли соучастницей. Похожих историй десятки тысяч.
Международная комиссия по расследованию преступлений против человечности, созданная в 1998 году президентом Эстонии Леннардом Мери, опубликовала свой первый увесистый отчет в 1337 страниц, на которых описаны годы первой советской оккупации и немецкая оккупация. Эстония не боится посмотреть в лицо своей истории - через 60 лет после окончания войны Россия этого так и не сделала.
По словам Косачева, президент Путин заявил, что план сноса таллиннского военного мемориала - это "ультранационалистическая и очень близорукая политика". Однако, в отличие от России, где недавно в Ставрополе был снесен 30-метровый памятник, посвященный Великой Отечественной войне, в Эстонии речь идет не о сносе памятника, а о перемещении его в более подходящее место - на кладбище.
По улицам Эстонии не ходят маршем неонацисты. Как же возможно, чтобы в России, которая 60 лет назад победила фашизм, сегодня существовало более 50 тысяч неонацистов? Подобные тенденции дают повод для реального беспокойства - даже Путин это признал.
В интересах Европы - помочь России переоценить свое прошлое и справиться с проблемой неонацизма. Эстония готова протянуть руку помощи в этом деле.
Маргус Лайдре - посол Эстонии в Лондоне
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях