La Repubblica | 16 мая 2005 г.
Маршал Голдман: "На этот раз не бархатная революция"
Риккардо Стальяно
Узбекская революция не станет "бархатной революцией". Исламские фундаменталисты рискуют вовлечь в пожар всю оставшуюся часть Центральной Азии. Это новый потенциальный "рассадник" терроризма религиозного толка. Маршал Голдман, один из крупнейших экспертов по странам, названия которых заканчивается на "стан", содиректор Дэвис Центра евроазиатских исследований Гарвардского университета, выражает обеспокоенность: "Мы являемся свидетелями эффекта домино, который, с одной стороны, указывает на огромное стремление к демократии, но с другой - угрожает нестабильностью, последствия которой никто не может предсказать".
- Что происходит в Узбекистане?
- Восстание, вдохновленное восстаниями, имевшими место в с соседних республиках, но это восстание не будет мирным. С одной стороны, мы имеем жестокого диктатора, который окунал политических заключенных в кипящую воду, более склонного к насилию. С другой стороны - оппозиция представлена группами исламских фанатиков. А Россия видит повсюду заговоры.
- Но нестабильность в Центральной Азии, которой так опасаются в Москве, да и не только, является следствием освободительных или исламистских движений?
- Задействованы оба вектора. В Узбекистане сложилась драматическая экономическая ситуация, эта страна на грани отчаяния, в ней существует этническая напряженность, проистекающая не в последнюю очередь от того, что, почти как в колониальной Африке, границы между странами прокладывались на бумаге, что приводило к недовольству и ненависти.
- Некоторые называют Центральную Азию новым "рассадником" исламского терроризма. Вы разделяете это мнение?
- Это достаточно реальная угроза. Говорят, что в этом районе имеются многочисленные учебные лагеря "Аль-Каиды", и это звучит вполне правдоподобно, но пока нет возможности подтвердить это.
- Какая следующая центрально-азиатская страна должна пережить подобные события?
- Трудно сказать. Хорошим кандидатом является Казахстан: там есть нефть, различные этнические группы, коррумпированный диктатор. Но сложные проблемы существуют и в Таджикистане, в частности с талибами, живущими за границей, и в Туркменистане, где правит крайне авторитарный режим.
- Что предпримет Вашингтон в этот раз?
- В прошлом мы поддерживали Каримова, теперь я не знаю. Не заслуживающий защиты диктатор и опасность того, что страна может стать исламской, - это два зла, между которыми трудно сделать выбор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях