The Guardian | 16 мая 2008 г.
Власть, интриги и конь: премьера мюзикла о Екатерине Великой
Люк Гардинг
В форме мюзикла рассказывается о жизни - в том числе личной - этой легендарной деспотичной правительницы
Композитор мюзикла планирует его постановку на Вест-Энде - в версии, где будет больше обнаженных тел
Чего только нет в этом сюжете: секс, убийство, интриги и даже конь. История состоит в следующем: принцесса из незначительного германского княжества выходит замуж за наследника российского престола, расправляется с ним и провозглашает себя императрицей. Она становится правительницей России, пользующейся максимальным могуществом, и основывает империю. При этом у нее куча любовников.
И вот теперь историю Екатерины Великой, изобилующую половыми связями и пропитанную идеями Просвещения, впервые превратили в мюзикл, где все персонажи поют и танцуют. Премьера спектакля, где рок-композиции и оперные арии соседствуют с русской духовной музыкой - состоялась вчера вечером в российском городе Екатеринбурге, а затем композитор мюзикла Сергей Дрезнин сказал, что охотно повезет постановку в Лондон в рамках масштабных европейских гастролей.
"Для Вест-Энда спектакль подойдет идеально, - сказал он в интервью Guardian. - В Великобритании понимают, что такое монархи и женщины у власти. Если у власти и были другие великие королевы, то именно королевы Великобритании. Не сомневаюсь, эта история найдет сильный отклик у британской публики".
Дрезнин назвал идею привезти спектакль в Лондон весьма своевременной: "Российское завоевание Лондона сейчас в самом расцвете. Мюзикл принесет русскую роскошь, которая отвечает нынешним тенденциям".
В спектакле рассказывается, как Екатерина в возрасте 15 лет приехала в 1745 году в Россию, выучила русский язык в качестве жены будущего царя, а затем основала собственную деспотичную династию. Умерла она на 34-м году правления в качестве императрицы, когда садилась на коня (так в оригинале. - Прим. ред.).
Учитывая особенности восприятия российской аудитории, актеры не раздеваются догола. Правда, Дрезнин сказал, что готов включить в постановки за пределами России больше сцен с обнаженной натурой. Тем не менее в нынешней версии спектакля предостаточно аллюзий на любвеобильность Екатерины, в том числе симпатичная сцена в бане, где молодой великий князь развлекается с целым сонмом дам-аристократок.
"История Екатерины в молодости - это история романтической любви, а фигура Екатерины в зрелости трактуется с юмором, - сказал Дрезнин в интервью Reuters перед спектаклем. - Но мы говорим о сексе. Интимная жизнь оставлена в подтексте, но для российского зрителя этого достаточно".
Дрезнин сравнивает свою работу с другим знаменитым историческим мюзиклом - "Отверженными". Но он отмечает, что тема его спектакля серьезна. Рассматривается российский политический архиконсерватизм и предполагаемая потребность страны в сильном правителе - упрямая историческая тенденция, которую в новейшее время можно наблюдать на примере Владимира Путина.
"В либретто все говорит о том, что Россия не меняется. Ставится вопрос: "Какова плата за власть?" Как кроткая германская принцесса превратилась в деспотичную правительницу?" - отмечает Дрезнин.
В мюзикле использован оркестр из 45 инструментов, а также звучат завывания электрогитары, арии, интерлюдии для хора и песни в стиле регтайм. Несколько номеров отличаются большой пошлостью, но, как минимум, под одну песню хочется отстукивать ритм ногой.
В свою бытность императрицей Екатериной II женщина, которую при рождении нарекли Софья-Августа-Фредерика, была видной покровительницей искусств и весьма культурной сторонницей идей Просвещения: так, она переписывалась с Вольтером. Но в то же самое время она была авторитарной правительницей. Она жестоко обращалась со своим сыном Павлом. Провела несколько войн, значительно расширив границы Российской империи, и разгромила Оттоманскую империю.
"Мы хотели показать, что делает с человеком власть и как много любви и власти требуется женщине", - пояснил Дрезнин.
Исполнительница главной роли, 23-летняя Мария Виненкова, играющая Екатерину в молодости, сказала вчера: "Это настоящая женщина, у которой была абсолютная власть. Некоторые из моих знакомых относятся к ней крайне скептически, но я считаю, что она жила в трудное время".
В соседней гримерке готовилась к своему выходу актриса, играющая Екатерину в зрелости, - Нина Шамбер. Тема этой части спектакля - связи императрицы с фаворитами-аристократами. Екатерина до конца своей бурной жизни питала симпатию к молодым мужчинам: ее последний любовник был моложе нее на 40 лет.
"Думаю, это будет фантастический, исторический музыкальный спектакль, - сказала Шамбер. - Мы хотим, чтобы он имел большой успех не только в России, но и во всем мире".
Предыстория
О яркой жизни и самодержавном правлении Екатерины Великой складывают легенды. Екатерина, которую при рождении нарекли Софьей-Августой-Фредерикой, родилась в аристократической семье на востоке Германии. В 1745 году она стала женой наследника российского престола - великого князя Петра. К 1762 году, когда Петр взошел на престол, у нее уже была череда любовников. Когда супруг отлучился из Санкт-Петербурга, где находился императорский двор, Екатерина свергла его. Вскоре Петра убили. Екатерина принялась беспощадными средствами консолидировать свою власть и расширять границы Российской империи путем нескольких войн с Турцией. Она покровительствовала искусствам, отстаивала идеи Просвещения и переписывалась с некоторыми из лучших умов Европы. Ее беспощадное 34-летнее правление оборвал апоплексический удар в момент, когда она садилась на коня.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях