Der Spiegel | 16 мая 2011 г.
Москва на грани нервного срыва
Беньямин Биддер
Президент Медведев и премьер Путин путают как друзей, так и врагов: то их высказывания противоречат друг другу, то они снова заключают мир, причем ни тот ни другой не хочет заранее открывать карты относительно президентских выборов 2012 года. Политическая элита и представители экономики жаждут определенности, пишет обозреватель SPIEGEL ONLINE Беньямин Биддер.
Раньше политолога Глеба Павловского считали "серым кардиналом" Кремля, пишет немецкий еженедельник. Его называли "закулисным воротилой" и "самым влиятельным политтехнологом". Взлет его карьеры тесно связан с карьерой самого премьера Путина. А в конце 1990-х годов он был одним из идеологов партии "Единство", из которой впоследствии вышла "Единая Россия".
Сегодня для именитого политолога времена поменялись. "Российское руководство указало своему фавориту на дверь, его "пропуск" в Кремль аннулирован. Сам политолог, - продолжает автор, - похоже, знает причину опалы: он слишком открыто рассуждал о том, кто пойдет на президентские выборы в 2012 году - Путин или Медведев". По его собственным словам, он нарушил табу.
"По-видимому, российский "дуумвират" заключил своеобразный пакт о сохранении в тайне имени кандидата. Тому, кто его нарушит, уготована судьба Глеба Павловского. Тандем, очевидно, сам хочет ваять сценарий посвящения в кандидаты - и оттягивать его обнародование вплоть до конца нынешнего года. Наблюдатели в Москве, - пишет журналист, - окончательно запутались в оценке того, существует ли еще доверие между президентом и премьером". Часть чиновничьего аппарата и политической элиты на этом фоне вообще близка к нервному срыву, замечает Владислав Иноземцев, возглавляющий Центр исследований постиндустриального общества.
"В выстроенной Путиным вертикали власти бюрократы и политические функционеры в течение многих лет выстраивали линию поведения в соответствие с лояльностью к власти. Теперь они гадают, кому показывать свою верность: президенту, который демонстрирует внешнее уважение к правительству Путина, или премьеру, предостерегающему от "шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном подчас либерализме"?
Неуверенность политической элиты приводит порой к весьма занятным политическим "шпагатам", замечает автор. Так, Госдуме удалось в резолюции по Ливии свести вместе диаметрально противоположенные мнения президента, одобрившего ооновскую резолюцию, и премьера, назвавшего ее "крестовым походом" против Каддафи.
Российская экономика при этом страдает от политической неопределенности, говорится в статье. По словам главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, для экономики важна предсказуемость и определенность в политике. России уже месяцами приходится бороться с мощным оттоком капитала из страны - с января по март он составил 21,3 млрд долларов.
Как пишет в заключение обозреватель, решение о кандидатуре будет принято, скорее всего, после парламентских выборов. "Если путинская "Единая Россия" выйдет из выборной кампании с хорошим результатом, обеспечив Путину комфортное большинство в Думе, он вполне может остаться влиятельным премьером при президенте Медведеве. Он уже неоднократно намекал на то, что вопросы внешней политики - удел президента - его больше не интересуют. Если же партии власти не удастся набрать абсолютное большинство, Путин может вернуться в Кремль для консолидации своей власти".
При этом, замечает Биддер, "Единая Россия" оказалась под давлением на фоне недавних региональных выборов. Среди россиян растет недовольство: согласно недавнему опросу авторитетного "Левада-центра", 31% респондентов считают путинскую партию партией "жуликов и воров".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях