International Herald Tribune | 16 ноября 2004 г.
Гражданин Северной Кореи просит политического убежища
Джеймс Брук
Как сообщили по мобильному телефону из Сеула представители правозащитной организации, 28-летний северокорейский переводчик находится в консульстве Южной Кореи во Владивостоке и ожидает предоставления политического убежища.
Переводчик Хван Дэ Су, один из 4 тыс. северных корейцев, работающих на российском Дальнем Востоке, совершил побег и месяц скрывался на квартире своих российских друзей, ожидая ответа из южнокорейского консульства во Владивостоке на свой запрос о предоставлении ему политического убежища.
"В настоящее время Хван находится на территории консульства, и ему гарантирована полная безопасность. Работники консульства решают его судьбу", - сообщил из Сеула Дуглас Шин, американский пастор корейского происхождения, который принимает участие в решении судьбы северокорейского беженца и осуществляет связь с южнокорейскими чиновниками.
Находящийся в Владивостоке корреспондент японской вещательной корпорации NHK Синсукэ Исикава сообщает, что сначала консульство Южной Кореи не хотело рассматривать заявление Хвана, но позже изменило свою позицию.
Согласие рассмотреть ходатайство Хвана было дано после того, как 28 октября другой гражданин Северной Кореи проник в здание американского консульства во Владивостоке. В настоящее время он по-прежнему находится в здании консульства, сотрудники которого решают вопрос относительно его статуса согласно новому "Закону о состоянии прав человека в Северной Корее". Этот документ, подписанный президентом Джорджем Бушем 18 октября, был принят с целью ускорить процедуру предоставления политического убежища гражданам Северной Кореи.
Город Владивосток является столицей российского Приморья. Он расположен в 25 км от границы с Северной Кореей.
В прошлом году губернатор Приморья Сергей Дарькин заявил о том, что предоставит убежище 40 тыс. северокорейским беженцам, находящимся в настоящее время на территории края. Однако Москва официально не подтвердила свою санкцию на этот план.
Ким Юн Сук, генеральный директор департамента по делам Европы министерства иностранных дел Южной Кореи, сообщил: "Я узнал о Хван Дэ Су только из сообщений СМИ. Я направил в генеральное консульство Южной Кореи во Владивостоке запрос, чтобы получить исчерпывающую информацию по данному делу".
Другой высокопоставленный южнокорейский дипломат в Сеуле более решительно высказался о необходимости помочь Хвану.
"Принцип нашего подхода заключается в том, чтобы предоставить северокорейским беженцам возможность приехать в Южную Корею, если они выражают такое желание. Мы должны максимально оправдать их надежды", - подчеркнул он.
Как сообщило в понедельник американское радио Free Asia, в начале ноября трое северокорейских граждан, которым ранее удалось выехать в Южную Корею, теперь попросят предоставить им политическое убежище в Соединенных Штатах.
Один из них, бывший гражданин Северной Кореи, работал лесорубом на российском Дальнем Востоке, откуда в 1994 году сумел уехать в Южную Корею. Хан Чан Квон, которому сейчас исполнилось 43 года, утверждает, что все пять лет с момента его приезда в Сеул он подвергался преследованиям со стороны южнокорейских спецслужб.
По сообщению Free Asia, он и еще двое бывших граждан Северной Кореи были задержаны американскими пограничниками 5 ноября при попытке проникнуть в Соединенные Штаты из Мексики. Когда их задержали, они сразу подали ходатайство о предоставлении им политического убежища. Сейчас их дело рассматривают иммиграционные власти штата Аризона.
В радиоинтервьюХан сообщил, он и его спутники прибыли в Мексику из Франкфурта 21 октября, как раз через три дня после того, как Буш подписал "Закон о состоянии прав человека в Северной Корее".
Однако американские дипломаты, работающие в Северо-Восточной Азии, говорят, что этот закон необходимо привести в соответствие с новым законом о безопасности, который требует проведения строгой проверки всех, кто обращается с просьбой о политическом убежище.
В настоящее время перед северокорейскими беженцами чаще захлопывают двери. Китайские иммиграционные власти и спецслужбы платят щедрое вознаграждение за информацию о северокорейских беженцах, проводят их арест и насильно отправляют на родину.
Япония принимает только тех беженцев из Северной Кореи, которые доказали свою связь с Японией. Монголия отклонила предложение создать международный центр помощи северокорейским беженцам под эгидой ООН. Россия, которая в год принимает свыше 4 тыс. северных корейцев, работающих там по контракту на строительных объектах и лесозаготовках, долгое время придерживалась политики репатриации тех, кто пытался скрыться, покинув свои рабочие места.
Только Южная Корея принимает северокорейских беженцев. В прошлом году она предоставила политическое убежище двум тысячам человек.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях