Time | 16 ноября 2004 г.
Игры власти
Питер Гамбел
В конце сентября вторая по величине российская нефтяная компания, "Лукойл" праздновала удачную сделку - покупку 7,6% своих акций американской компанией Conoco Phillips за 2 млрд долларов. Эти две компании объявили о стратегическом партнерстве по разработке нефтяных месторождений российской Арктики, а также Ирака.
Компания Conoco получила доступ к огромным нефтяным месторождениям "Лукойла" за сравнительно небольшую цену. "Лукойл" также остался с выгодой, так как теперь он может рассчитывать на помощь американцев в добыче и продаже своей нефти.
Но, отмечая сделку, руководители обеих нефтяных компаний всячески избегали упоминания вопроса, который создает неопределенность в будущем российского нефтяного бизнеса: судьбы компании ЮКОС.
Год назад владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский был арестован по обвинениям в мошенничестве и неуплате налогов. Сам Ходорковский называет эти обвинения сфабрикованными. ЮКОСу предъявили претензии по налогам в размере 17 млрд долларов, и власти грозятся продать с аукциона самые ценные активы компании для покрытия ее недоимок. Банковские счета ЮКОСа арестованы. Но акционеры компании решили не начинать процедуру ее банкротства, так как посчитали, что такая процедура в отношении ЮКОСа не получит поддержку ни в одном российском суде.
"Дело ЮКОСа отбросило российскую судебную систему на десять лет назад", - считает советник Ходорковского, американский юрист Сара Кери. По ее словам, компания напоминает мышь в когтях у кошки или тигра.
В России происходит странная "нефтяная лихорадка". Ведущие западные нефтяные компании борются за российский рынок в то время, как президент Путин усиливает свою власть и контроль над энергетическим сектором экономики. Путин к тому же установил жесткий контроль за независимой прессой и отменил выборы губернаторов российских регионов.
Западные компании могут считать, что ужесточение контроля над прессой никак не повлияет на их сделки, но вмешательство государства в экономику заставляет сомневаться в том, что Путин соблюдает законы. Большинство русских голосуют своими кошельками. В этом году отток капитала из страны превысил 10 млрд долларов, что на два миллиарда больше, чем было год назад.
Даже некоторые высокопоставленные чиновники признают, что политика властей ошибочна. Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал дело ЮКОСа "ящиком Пандоры" и заявил, что "открывать этот ящик" было серьезной ошибкой. Почему же, несмотря на все это, западные нефтяные компании считают Россию перспективным рынком для инвестиций?
Дело в том, что жажда получить прибыли пересиливает страх перед возможными рисками. Инвесторы крупнейших нефтяных компаний требуют от них поиска новых нефтяных рынков и как можно скорее. Учитывая рекордное повышение мировых цен на нефть и напряженную ситуацию в Ираке, огромные российские резервы углеводородного сырья становятся еще более привлекательными для Запада. Безусловно, существует ряд сложностей при добыче и транспортировке российских нефти и газа, так как многие запасы находятся в Сибири или за Полярным кругом.
Британская компания British Petroleum в настоящее время инвестирует 7 млрд долларов в совместное предприятие, которое контролирует огромные нефтяные месторождения Западной Сибири. Французская компания Total согласилась заплатить 1 млрд долларов за 25% акций компании НОВАТЭК - крупнейшей среди частных российских компаний по добыче газа. Компании Chevron Texaco, PetroCanada и Norway's Statoil подписали соглашения о сотрудничестве с "Газпромом". Распространены слухи о том, что компания "Сибнефть" Романа Абрамовича ищет западного покупателя.
Руководители нефтяных компаний очень не любят говорить о деле ЮКОСа, а если и упоминают о нем, то лишь как об единичном факте преследования властями неугодного олигарха, а не как об атаке государства на нефтяной сектор в целом.
Какими бы ни были истинные причины преследования Ходорковского, его сторонники утверждают, что Кремль допустил многочисленные нарушения закона и деловой этики и это повлияет на весь российский нефтяной сектор. Обыски в офисах ЮКОСа проводились вооруженными людьми в камуфляже и масках, оказывалось давление на юристов компании, у ряда "нарушений" ЮКОСа истек срок давности, после которого компанию не имеют права привлекать к ответственности за налоговые нарушения.
Участь ЮКОСа могут повторить другие российские компании, считает Тим Осборн, директор группы "Менатеп", которая владеет 61% акций ЮКОСа.
Путин заявил, что он не намерен ликвидировать ЮКОС, и всячески поддерживает западные инвестиции в российскую экономику.
Но западный нефтяной бизнес столкнулся с новыми правилами ведения бизнеса в России. Правительство перестало, как раньше, предоставлять щедрые налоговые льготы инвесторам и ввело ряд ограничений для частного сектора, особенно в отношении иностранных компаний. Например, по условиям сделки Conoco и "Лукойла" американская компания может увеличить свой пакет акций в "Лукойле" не более чем до 20%. Таким образом, Conoco не получает возможности влиять на стратегические решения руководства "Лукойла", так как для этого требуется иметь не менее 25%.
Туда, куда иностранцам все труднее получить доступ, приходят российские компании. Наибольшей активностью отличается "Газпром", чьи резервы газа оцениваются в 78 млн долларов. "Газпром" хочет стать большим игроком на нефтяном рынке. Объявлено о слиянии "Газпрома" с компанией "Роснефть", более того, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер выразил заинтересованность в еще одной нефтедобывающей компании - "Зарубежнефть".
"Газпром" - первый кандидат на покупку принадлежащей ЮКОСу компании "Юганскнефтегаз", если правительстве в итоге примет решение продать ее с аукциона. Руководители ЮКОСа заявляют, что принудительная продажа "Юганскнефтегаза" противоречит закону, так как по закону в случае задолженности по налогам следует вначале реализовать дополнительные, а не основные активы компании. Продажа "Юганскнефтега" станет прямой экспроприацией собственности ЮКОСа, считает канадский адвокат Ходорковского Роберт Амстердам.
Злая ирония заключается в том, что Ходорковский был первым, кто показал перспективность нефтяной отрасли в России. В этом были сомнения в первой половине 1990-х годов, когда добыча нефти в стране упала почти в два раза по сравнению с 1987 годом. ЮКОС был в числе тех, кто вывел нефтяную отрасль из кризиса. Эта компания инвестировала в нефтяные месторождения Сибири, стала использовать западные технологии и привлекла западных менеджеров. ЮКОС был самой крупной нефтяной компанией России, добывая 20% российской нефти.
За месяц до своего ареста Ходорковский заявил на одной из конференций, что ЮКОС ежегодно увеличивает добычу нефти на 20%, при этом производственные затраты ЮКОСа в два раза ниже, чем у крупнейших американских компаний.
Опыт работы в России компании British Petroleum показал, что при использовании современных технологий и менеджмента можно достичь успеха в нефтяной отрасли. Недавно British Petroleum опубликовала первый подробный отчет о работе ее совместного предприятия, компании TNK-BP. Все показатели очень хорошие - увеличились разведанные запасы нефти, рост объемов производства превысил запланированные 7%, и компания решила увеличить свой оборот капитала в два раза.
Но, работая в России, British Petroleum сталкивается и с проблемами. Первый приход компании на российский рынок в 1997 году закончился банкротством "Сиданко", где BP имела 10% акций. Но затем компания "Сиданко" вновь встала на ноги, и British Petroleum согласилась забыть о прежних проблемах. Была заключена намного более крупная сделка с владельцами "Сиданко" - "Альфа-Групп" - по созданию совместного предприятия с TNK. Для того чтобы сделка не вызвала возражений со стороны российских властей, руководители BP постоянно информировали правительство России о своих планах.
Что касается ЮКОСа, эта компания не получает снисхождения со стороны властей. Ее предложения урегулировать спор по неуплате налогов, даже путем отказа от значительной доли своей собственности в пользу государства, остались без ответа. Юристы Ходорковского направили в Европейский суд по правам человека жалобу на его незаконное задержание, а также борются против принудительной продажи компании "Юганскнефтегаз".
"Вместе с компанией "Юганскнефтегаз" ее покупатель приобретет множество судебных исков", - заявил бывший заместитель госсекретаря США Стюарт Айзенштат, ныне - один из совладельцев юридической фирмы Covington & Burling, лоббист группы "Менатеп".
Будущее ЮКОСа рисуется в мрачных тонах. Директор группы "Менатеп" Тим Осборн считает, что российские власти ведут политику на уничтожение ЮКОСа. Хотя западные нефтяные компании, нацеленные на российский рынок, предпочитают этого не замечать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях