Business Week | 16 ноября 2005 г.
Взгляд диссидента из Сибири
Джейсон Буш и Нил Сандлер
Бывший нефтяной магнат Михаил Ходорковский может быть освобожден досрочно в 2007 году, но пока Путин у власти, это маловероятно.
Я нахожусь в "краю декабристов, политкаторжан и урановых рудников", говорит самый известный в России заключенный, проводя параллель между собой и известными российскими диссидентами прошлого. В полностраничной статье, опубликованной на правах рекламы в крупных западных газетах 2 ноября, бывший нефтяной магнат Михаил Ходорковский, сейчас отбывающий 8-летний приговор в далекой краснокаменской колонии в Сибири, набросал видение "развития России в XXI веке", включая "новую политическую элиту", готовую сказать "нет" репрессивной машине преступной бюрократии.
Политический манифест? Или отчаянная попытка выжить? Вероятно, и то, и другое? Три бывших коллеги Ходорковского, которые подписали эти рекламные статьи, говорят, что тревога за его безопасность - это главный мотив для публичности.
На пресс-конференции в Тель-Авиве Леонид Невзлин, бывший партнер Ходорковского, заявил, что есть заговор, нацеленный не только на то, чтобы изолировать Ходорковского, но и убить его. Невзлин уехал в Тель-Авив в 2004 году после того, как Россия выдала ордер на его арест. Условия в российских тюрьмах могут быть опасными, и сторонники Ходорковского боятся, что расположенный рядом урановый рудник может излучать радиацию, хотя власти это и отрицают.
Принципы важнее прибыли
Действительно ли бывший глава нефтяного гиганта ЮКОС боится за свою жизнь или нет, но его адвокаты обещают передать его дело в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Они будут настаивать на том, что он - политический заключенный, и суд над ним не был справедливым. В то же время складывается такое впечатление, что Ходорковский, которого осудили за неуплату налогов и мошенничество после того, как два года назад он финансировал оппозиционные партии, до сих пор питает политические амбиции. В Москве давно ходили слухи, что Ходорковский мог бы избежать тюрьмы и остаться в бизнесе, если бы был готов заключить сделку и уехать из страны. Даже сейчас у него еще есть бизнес. Группа "Менатеп", холдинговая компания, которую создали он и его партнеры, имеет активы за рубежом - включая GTS Central Europe, которой принадлежат провайдеры телекоммуникационных услуг в регионе, и 26% акций в Modgal Industries Ltd., которая контролирует ведущего израильского фармацевтического производителя. Однако в январе прошлого года Ходорковский передал 60% своей доли в "Менатеп" Невзлину. "Тюрьма спасет Ходорковского от олигархического ореола и превратит его в политика нового поколения", - говорит Станислав Белковский, политолог, связанный с левой оппозицией.
За решеткой Ходорковский сохраняет политическую активность. В сентябре он участвовал в выборах в парламент, но после того как суд оставил в силе приговор, его дисквалифицировали. Сторонники говорят, что он разрабатывает политическую программу, которая скоро будет опубликована. "Его голос прозвучит колоколом в политической пустыне, созданной нынешними властями", - говорит Иван Стариков, лидер оппозиционного Союза правых сил, который руководил парламентской кампанией Ходорковского.
Однако если он серьезно нацелен на политическую карьеру, ему придется преодолеть враждебный настрой российского общества. В своих заявлениях он склоняется влево, осуждает нищету и социальную несправедливость, так же как и авторитаризм. Он призывает к "широкой социал-демократической коалиции", включая коммунистов и правые ориентированные на рынок организации. Однако пока это впечатляет немногих россиян. Октябрьский опрос общественного мнения, проведенный независимым Центром Левады, показал, что только 18% россиян симпатизируют Ходорковскому - а 67% нет. "Будучи так называемым олигархом, эта фигура не вызывает приязни у большей части населения", - говорит аналитики Центра Левады Борис Дубин. Вероятно, чем дольше он будет томиться в Сибири, тем больше будут ему сочувствовать.
Срок действия его приговора оканчивается в 2011 году. Однако, хотя в 2007 году он может быть освобожден досрочно, его команда не испытывает оптимизма. "Я опасаюсь, что пока Путин и люди из его окружения - в Кремле, никаких шансов на освобождение Ходорковского нет", - отмечает его адвокат Юрий Шмидт.
Даже после 2008 года, когда Путин должен покинуть президентский пост, по мнению большинства аналитиков, Путин останется ключевой политической фигурой, а Кремль будут контролировать его близкие союзники. "Кремль хочет решать, кому быть политическими лидерами, а это ограничивает демократический процесс", - заявляет Натан Щаранский, бывший советский диссидент, а ныне - израильский политик.
Это не обещает ничего хорошего политическим амбициям Ходорковского. Однако его сторонники надеются, что общественное мнение в один прекрасный день обратится против Кремля либо из-за экономических проблем, либо потому, что избиратели почувствуют, что по горло сыты авторитарными методами правления. Бывший магнат не может участвовать в выборах на высокий государственный пост из тюрьмы, однако ему только 42 года, а российская политика всегда непредсказуема. Три года назад никто и представить себе не мог, что самый богатый человек страны будет шить мешочки для почты в камере сибирской тюрьмы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях