The Times | 16 ноября 2006 г.
Поцелуи поцелуями, но Россия все еще остается за бортом
Майкл Биньон
Буш и Путин тепло приветствовали друг друга вчера в Москве, но заключение соглашения о вступлении России в ВТО еще не предрешено.
Долгие препирательства между Америкой и Россией, единственной крупной торговой державой, все еще не входящей во Всемирную торговую организацию, представляют собой мощный символ неизживаемой подозрительности между двумя бывшими супердержавами и отражает ухудшение отношений между президентом Бушем и президентом Путиным.
Переговоры о членстве России, длившиеся 13 лет, сопровождались обвинениями в нечестности, умышленном затягивании решения вопроса со стороны Америки и в политике балансирования. Принципиальное соглашение заключить договор в эту субботу на саммите во Вьетнаме представляет собой новую точку отсчета. Президент Путин вчера с цветами ждал в аэропорту Внуково, чтобы поприветствовать президента Буша во время его короткой остановки в Москве по пути на международный саммит в Ханое.
Однако остается достаточно препятствий как в конгрессе США, так и со стороны некоторых членов ВТО, которые могут отсрочить вступление России на месяцы, если не на годы.
Когда президент Буш пришел к власти, он заявил, что понимает российского лидера. Он сказал, что заглянул Владимиру Путину в глаза и постиг его "душу". Потом отношения последовательно ухудшались. Америку сердит оппортунистическая, как она считает, поддержка Россией врагов Запада, растущий авторитаризм внутри страны и отказ Москвы поддержать санкции против Ирана.
Россия не менее разгневана тем, что она расценивает как неблагодарность Америки за участие Москвы в войне с террором, ее сердит также отказ прислушаться к возражениям России против политики США в Ираке и настойчивость Америки в подчеркивании того обстоятельства, что Россия утратила влияние в мире после распада Советского Союза.
Эта все более очевидная неизбежность разочарования сказалась на затянувшихся переговорах о вступлении в ВТО, усугубив трудности и породив политические возражения против уступок, которые в ином случае были бы сделаны. Москва надеялась на заключение этого соглашения к началу саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге в июле. Россия была глубоко уязвлена продолжающимися возражениями со стороны США, которые были восприняты как попытка Буша ублажить сторонников жесткой линии у себя в стране, ибо те проявляли все больше подозрительности по отношению к Путину с его наступлением на прессу и политическую оппозицию.
Один из советников Путина в то время выступил с предостережением, что жесткая линия Вашингтона только усилит позиции "силовиков" - консервативных бывших представителей силовых структур, которые окружают Путина. Заявив, что Россия не может пойти на дальнейшие уступки, он пригрозил, что она вообще выйдет из переговоров.
Основной аргумент Америки против членства России в ВТО - влияние мафии, олигархов и организованной преступности внутри России. Вашингтон говорит, что Россия делает недостаточно для борьбы с пиратством и контрафактными товарами, а это является источником доходов для мафии, и не обеспечивает выполнение существующих законов. США были также раздосадованы тем, что Москва не либерализовала сектор финансовых услуг и не открыла его для американского бизнеса.
Сложившаяся тупиковая ситуация привела к взаимным угрозам и спровоцировала Москву к исключению зарубежных энергетических компаний из участия в разработке огромного Штокмановского газового месторождения в Арктике. Американские компании рассчитывали на большую долю.
Отказ России пригрозить Ирану санкциями в связи с его ядерной программой тоже может иметь отношение к ее недовольству препятствиями со стороны США к вступлению России в ВТО. Аналитики теперь предполагают, что после заключения соглашения о вступлении в ВТО Москва может занять более жесткую позицию по Ирану.
Буш, который, как говорят, в последнее время испытывает глубокое разочарование Путиным, мог изменить свое мнение о проблеме ВТО из-за просьб со стороны бизнесменов США, которые твердят Вашингтону, что на бурно развивающемся рынке России их может опередить Европа.
Теперь многое будет зависеть от того, сможет ли Буш заключить сделку. Это соглашение должно быть ратифицировано конгрессом, который все еще связан поправкой Джексона-Веника 1974 года, которая требует ежегодного подтверждения нормальных торговых отношений с Россией, а была принята для понуждения Москвы предоставить свободу эмиграции для евреев. Россия выполнила это условие.
Однако сейчас конгресс находится под контролем демократов, и там действует много лоббирующих группировок, крайне враждебных по отношению к России. Кроме того, существует сильное лобби, препятствующее свободной торговле, которое может увидеть в поправке Джексона-Веника легкий способ помешать сделке по вступлению России в ВТО. У Путина есть все основания занимать выжидательную позицию, пока Буш не выступит с окончательным предложением.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях