The New York Times | 16 ноября 2007 г.
Багаж Горбачева
Редакция
Великий человек держится за ручку винтажного лимузина, печально глядя сквозь стекло на остатки Берлинской стены. Рядом с ним на сиденье - открытая дорожная сумка Louis Vuitton. Месседж рекламы, убеждают нас ее создатели, - это "личное путешествие" замечательного человека.
Однако в том, что Михаил Горбачев, последний лидер первого коммунистического общества, втиснут в этот коллаж, чувствуется некоторая натяжка - особенно когда заголовок на обложке глянцевого российского журнала, выглядывающего из его сумки, гласит: "Убийство Литвиненко: они хотели выдать подозреваемого за 7 тыс. долларов".
Александр Литвиненко, как вы помните, был экс-агентом КГБ, убитым в Лондоне радиоактивным ядом.
В каком личном путешествии пребывает Горбачев сейчас? Рекламное агентство Ogilvy & Mather настаивает, что журнал помещен там без всякого умысла. Может быть, и так, но в голове возникает банальная мысль: известный человек зарабатывает. Может быть, этим и объясняется печальное выражение его лица.
Горбачев совершал подобное путешествие и раньше. 10 лет назад он снялся в рекламе Pizza Hut, которая стала объектом серьезных насмешек. В той рекламе он кормит куском пиццы свою 10-летнюю внучку, в то время как русские спорят, предал ли он их или принес им свободу. Тогда он заявил, что ему были нужны деньги для его фонда.
На этот раз представители Louis Vuitton заявили, что перечислили некую сумму в экологический фонд, который он возглавляет, сумму не разглашают. Так что же плохого в том, что Горбачев зарабатывает на своем имени, пока оно не потухло? В конце концов, знаменитости и спортсмены измеряют свой успех коммерческими показателями. Среди других известных людей, снявшихся в этой кампании Louis Vuitton, - Штефи Граф, Андре Агасси и Катрин Денев.
Мы не видим ничего дурного в том, что знаменитые люди зарабатывают на хорошую жизнь речами и бестселлерами. Однако государственный деятель, за плату агитирующий за товар - вспомните рекламу виагры с экс-сенатором Бобом Доулом - обесценивает свои исторические достижения. Ленин в рекламе Coca-Cola - это символ сознательно подрывного художественного движения "соц-арт" в России.
Горбачев - один из особых героев нашего времени. Он пришел к власти в 1985 году с намерением возродить коммунистическую систему, реформировав ее, однако процессы "гласности" и "перестройки" привели к концу ужасной тирании советского коммунизма.
Его имя скандировали благодарные толпы на Востоке и на Западе; его улыбка, его открытость и его родимое пятно входят в число самых ярких образов XX века. Ему было всего 60, когда в 1991 году его бесцеремонно вытолкнули из Кремля, и после этого Россия отказала ему в какой-либо политической роли. Так что, возможно, ему действительно нужны деньги.
Но в России все стало сводиться к деньгам, голым деньгам и голой власти. Здесь нет даже утопических мечтаний, которые мотивировали историческую роль Горбачева. Так что даже если мы недодаем ему денег, печально наблюдать, куда его завело его личное путешествие.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях