Euromoney | 16 октября 2000 г.
Власть - но для чего?
Бен Арис
В первые же месяцы президентства Владимир Путин занялся концентрацией всех рычагов власти в своих руках. Он приструнил олигархов, поставил на место губернаторов, назначил на видные посты своих бывших коллег по КГБ. Как Путин собирается пользоваться своей властью - остается неясным. Видимо, он возьмется за реформирование налогового кодекса и таможенного законодательства и настроен помочь мелкому и среднему бизнесу. Однако экономической либерализации и уменьшения вмешательства государства с его приходом не наблюдается.
"С олигархами в России покончено, - победоносно заявил лидер думской фракции "Союз правых сил" Борис Немцов в конце июля, обращаясь к залу, полному журналистов. - Олигархи больше не хотят быть олигархами. Они хотят быть законопослушными налогоплательщиками".
Встреча с 21 олигархом, состоявшаяся в пятницу, 28 июля, ознаменовала собой окончание первой фазы кампании нового президента России Владимира Путина, который стремится сделать Россию великой державой. Его враги отступили, а личная власть укрепилась. В целом он добился того, что собирался сделать - разрушил ельцинскую систему руководства. Что же он собирается делать со своей властью?
Елена Боннер, вдова советского диссидента и лауреата Нобелевской премии Андрея Сахарова считает, что Путин создает модернизированный вариант сталинизма. Экономический советник президента Андрей Илларионов говорит о необходимости следовать чилийской модели реформ. Другие хвалят Путина за то, что он успел сделать в отношении консолидации своей власти и установлению контроля Москвы над остальной частью страны со времени инаугурации, которая прошла в мае. Начав с регионов, он распространил свой контроль на крупнейшие российские компании и подчинил себе влиятельную деловую элиту.
Подавление регионов.
Путин получил в наследство политический пейзаж, отличный от того, в котором правил Борис Ельцин. После выборов в Думу, состоявшихся в конце прошлого года, все партии сдвинулись в сторону центра и президент получил беспрецедентную поддержку законодателей.
Опираясь на эту поддержку, он начал наступление на единственно оставшуюся в парламенте оппозицию - региональных губернаторов, заседающих в Совете Федерации, верхней палате парламента.
При Ельцине губернаторы приобретали все большее влияние, выторговывая у Кремля все большую автономию. Путин начал с того, что создал семь округов, которые разбили состоящую из 89 регионов Россию на более управляемые части. Во главе округов встали представители, назначаемые непосредственно президентом и ответственные только перед ним. Их задача состоит не столько в управлении, сколько в том, чтобы проводить в непокорных регионах волю центра.
Округа - это механизм контроля над регионами, однако губернаторы, давно использующие местные ветви федеральной администрации для удовлетворения собственных нужд, сохранили на своих участках значительную власть.
За день до встречи с олигархами Совет Федерации завершил продолжительную битву между региональными лидерами и Кремлем, одобрив законопроект, в соответствии с которым губернаторы лишились своих мест в верхней палате.
Губернаторы не только потеряли теплые места. Президент получил право снимать с должностей тех из них, кто нарушает закон, т.е. - любого, если следовать несовершенному российскому законодательству.
Несмотря на то, что эти меры были шагом в сторону от демократии - губернаторы избирались на выборах - крупный российский бизнес поддержал Путина в этом вопросе.
"Реорганизация региональной власти не является антидемократической, - утверждает олигарх Петр Авен, совладелец одной из самых крупных российских финансово-промышленных консорциумов "Альфа-Групп". - Они были просто местными королями, они не знали никаких правовых ограничений". Если Путин всерьез настроен проводить реформы, ему необходимо усилить контроль Кремля над регионами, где, собственно, и придется эти реформы проводить. А с реализацией планов у России в прошлом ничего не получалось.
"Подавление губернаторов - хорошая новость, - заявил Том Эдшид, политический аналитик российского инвестиционного банка "Тройка-Диалог". - Путин верит в законы и хочет, чтобы люди их соблюдали. Он понимает, что губернаторы будут размывать любую политическую инициативу. Ельцин позволял им это делать. Путин признает, что между губернаторами и центром существует конфликт и готов решить эту проблему".
Подавление олигархов.
Первый раунд остался за Путиным, но он по-прежнему в сложной ситуации. Ему необходимо уравновесить влияние трех лобби: государственных органов, команды либеральных петербургских экономистов министра Германа Грефа и остатков "Семьи", группы инсайдеров, близких к Ельцину. Первым залпом стал арест медиа-магната и олигарха Владимира Гусинского, которому было предъявлено обвинение в хищении.
Гусинский стал первым крупным предпринимателем, попавшим в печально известную Бутырскую тюрьму, что стало кульминацией развернутой кампании против "Медиа-Моста".
Гусинский возглавляет самую независимую информационную организацию страны, и его арест был воспринят как атака на свободу прессы. Основная информационная программа канала НТВ первой в России начала открыто критиковать войну в Чечне. Сообщалось, что Путин лично возражал против того, чтобы каждую неделю в программе "Куклы" появлялась карикатура на него.
Сразу за арестом Гусинского последовала цепь расследований и обысков в офисах олигархических групп, в частности - правоохранительные органы заинтересовались "Альфа-Групп" Михаила Фридмана, "Интерросом" Владимира Потанина, "ЛУКойлом" Вагита Алекперова. Неизвестно, каково личное участие Путина в деле Гусинского, но в прессе утверждалось, что так началась долгожданная атака на российских олигархов - лиц, разбогатевших в середине 90-х благодаря своим связям в Кремле.
"Надо с кого-то начинать. Почему с Гусинского, а не с Абрамовича или Березовского? Потому что с друзей не начинают, а начинают с тех, кого не любят" - говорит Борис Федоров, бывший министр по налогам и сборам, а в настоящее время член советов директоров "Единой энергетической системы", "Газпрома" и "Сбербанка". Первая инициатива почти наверняка была вызвана политическими причинами, кроме того, это был удар по свободе прессы. Однако в первую очередь - это было атакой на самого Гусинского, а не на СМИ в целом.
НТВ доставляло массу неприятностей администрации Путина. Гусинский - один из олигархов, которые с помощью своих медиа-компаний получили реальное политическое влияние. "С начала президентской кампании 1999 г., СМИ стали основным инструментом политической борьбы", - утверждает Андрей Рябов, политический аналитик московского Фонда Карнеги. Рябов утверждает, что при Ельцине в России существовала "виртуальная политика", которая была зеркальным отражением "виртуальной экономики", где система бартера и неплатежей привела к тому, что прибыли существовали лишь на бумаге, поскольку никто не платил живыми деньгами. СМИ были нужны Ельцину для того, что создавать ощущение, будто бы в стране происходят перемены, в то время как на самом деле ничего не происходило.
В подобном положении оказался и Путин. СМИ нужны ему для того, чтобы создавать образ проводника реформ, ведущего страну из ельцинского хаоса к путинскому порядку. И атака на олигархов - одно из действий этой пьесы.
Рябов считает, что поскольку на экономическом фронте особого прогресса не наблюдается - если не считать утверждения нового налогового кодекса - Путин по-прежнему занимается виртуальной политикой.
Березовский тоже контролирует ряд влиятельных СМИ. В течение последних шести месяцев он усиливает свой контроль над ними. Признавшись в том, что под его контролем находится 49% акций крупнейшего российского телеканала ОРТ, Березовский провел в совет директоров свою дочь, которой меньше тридцати лет, а также купил ТВ-6, меньший по размерам телеканал, работающий на северо-западе страны. Сейчас Березовский собирается объединить все свои медиа-активы в один холдинг, который станет конкурировать с "Медиа-Мостом".
А Гусинский, похоже, отступил, что стало еще одной победой Кремля в борьбе за контроль над государством.
Через день после встречи с олигархами с него были сняты обвинения, и он немедленно уехал из страны.
Ни Кремль, ни Гусинский не объясняют, почему обвинения сняли, что привело к разговорам о том, что Гусинский либо поддался давлению со стороны Кремля, пытавшегося заставить его смягчить критику на канале НТВ, либо продал свою компанию.
В течение недели после выезда из России Гусинский обратился с просьбой предоставить ему вид на жительство в Гибралтаре.
Остальные олигархи меняют курс.
Политическое влияние, которое Гусинский и Березовский получили с помощью своих СМИ, представляет собой угрозу для Кремля. Остальных олигархов, банки которых рухнули или резко ослабели после кризиса 1998 г., контролировать гораздо легче. Докризисная система использования коммерческих "уполномоченных" банков для управления государственными фондами почти забыта. Путинский стиль руководства привел к тому, что прямые отношения банков с Кремлем были разрушены. Сам термин "олигарх", который ввел Березовский в 1997 г. для своих собственных целей, утратил свое значение после того, как к власти пришел Путин.
Самой очевидной иллюстрацией этого стала сама встреча с олигархами, которая очень отличалась от предыдущей, состоявшейся в 1997 г. Почти все предприниматели, принявшие участие в июльской встрече, были не более чем предпринимателями. Гусинского, Березовского, Абрамовича и Александра Мамута из "Собинбанка", т.е. тех, кто, как утверждается, имеет наибольшее влияние в путинской России, на встрече не было. "Атмосфера очень сильно отличалась от той, что царила на встрече в октябре 1997 г.", - сказал Владимир Потанин, глава холдинга "Интеррос", контролирующего нефтяную компанию "Сиданко" и "Норильский никель". Потанин - один из семи классических олигархов по Березовскому, он присутствовал на обеих встречах. "Первая встреча была политической, скорее пиаровской акцией и дипломатическим шагом со стороны Ельцина. К ней готовились, и каждый знал, зачем его приглашают".
"Эта встреча была совсем другой. Разговор был очень конструктивным, Путин сделал свои комментарии и задал вопросы каждому из присутствующих".
На этот раз Путин встретился с некоторыми из самых уважаемых российских бизнесменов. На встрече присутствовали и известные личности, представляющие российские компании-звезды: Таймураз Боллоев из компании "Балтика", производящей пиво, Дмитрий Зимин из "Вымпелкома", оператора мобильной телефонной связи. Эти компании выросли не за счет политических связей, а потому что действовали по западной модели и имели хороший менеджмент.
При Путине отношения между крупным бизнесом сохранятся, но станут совсем другими. "Раньше олигархи зарабатывали деньги, пользуясь тем, что вся власть принадлежит царю, - говорит Эдшид из компании "Тройка-Диалог". - Если вам удастся подойти к нему с правильной стороны, вы можете получить то, что вам нужно. Путин отходит от этой феодальной системы, он хочет, чтобы действовал закон. Имеется в виду, что законы будут более или менее либеральными, но лучше их соблюдать".
Клан КГБ и рычаги власти.
Путин руководит правительством более активно, чем Ельцин. Он дистанцировался от всех бизнесменов и опирается в большей степени на формальные властные полномочия, которые имеет по конституции 1993 г. "Путин начинает пользоваться властными инструментами, которыми как президент обладает по закону, - считает Потанин. - Как только он пришел к власти, [между бизнесом и Кремлем] появилась дистанция". Как только бизнес лишился этой неявной поддержки, многие правоохранительные органы воспользовались появившейся возможностью, чтобы перейти в наступление. Потанин и Авен говорят, что уголовные дела и обыски в их компаниях были инициированы их деловыми конкурентами, воспользовавшимися неприязнью органов к крупному бизнесу.
"После того, как пришел Путин, многие люди из властных структур увидели, что они могут получить большее влияние и инициировали эти расследования, - говорит Авен (в июле налоговая полиция провела обыски в его "Тюменской нефтяной компании"). - В нашем случае все очень просто, органы были использованы в политических целях. У них даже не было санкции Генпрокуратуры. Наши конкуренты использовали их против нас".
Потанин утверждает, что тоже пострадал от недоброжелателей. [Заявление налоговой полиции о том, что "Интеррос" должен выплатить дополнительно $140 млн за приватизацию "Норильского никеля"] появилось благодаря стараниям конкурентов и желанию правоохранительных органов показать, какие они важные".
Многое вытекает из прошлого Путина, который раньше служил в КГБ. Он привел в администрацию многих бывших коллег. В результате - усилилось влияние органов безопасности - ФСБ, наследница КГБ, лишь одно из многих таких учреждений. Такие люди, как глава Совета безопасности Сергей Иванов, глава ФСБ Николай Патрушев, и представитель Путина в Северо-западном регионе Виктор Черкесов, заняли важные посты и пользуются вниманием президента. Для Путина использовать формальные властные рычаги означает прибегать к услугам этих людей.
Однако, в отличие от "Семьи", это не столько организованный клан, сколько группа единомышленников. Им бы хотелось, чтобы государство играло большую роль в экономике, они никогда не любили крупный бизнес. Их атака на бизнес вызывает тревогу, но она может оказаться результативной только в том случае, если Путин поддержит их или решит начать широкомасштабное наступление, например, примется пересматривать результаты приватизации середины 90-х, а он неоднократно заявлял, что не будет этого делать. Кроме того Путин воспрепятствовал попыткам Иванова провести большее количество своих сторонников в высшие эшелоны правительства.
Потанин, Федоров, Авен и все остальные единодушны в том, что Путин продолжает концентрировать в своих руках рычаги власти. Пока еще он завладел не всеми рычагами, и ему приходится мириться с той ситуацией, когда различные ведомства устраивают небольшие войны, пытаясь улучшить свое положение.
Путин, безжалостно укрепляющий свою личную власть, напоминает при этом диктатора.
Возможно, еще более тревожным является тот факт, что "Семья" и Березовский прошли через войну с бизнесом, разразившуюся в июне и июле, практически невредимыми.
Общепринятое мнение состоит в том, что Путин является творением "Семьи": Ельцин лично выбрал его из числа других возможных кандидатур. В начале года Березовский и Абрамович успели завладеть двумя третями российской алюминиевой промышленности. Березовский усилил свой контроль над телеканалом ОРТ и расширил свои интересы в медиа-бизнесе. "Сибнефть", нефтяная компания Березовского и Абрамовича, платит в три раза меньше налогов, чем ее конкуренты. Очевидно, что "Семья" до сих пор представляет собой влиятельную силу, но почти все эти приобретения были сделаны в первой половине года - до того, как путинская реорганизация набрала обороты. Потом отношения правительства и бизнеса изменились.
Было бы глупо списывать Березовского со счетов, но очевидно, что его влияние ослабевает. В июле он отказался от своего места в парламенте, лишившись при этом депутатской неприкосновенности, и сейчас создает из недовольных губернаторов партию, оппозиционную президенту. "Березовскому было хорошо в те времена, когда все властные инструменты просто валялись на земле, - рассказывает Потанин. - Березовский оказался достаточно умен для того, чтобы понять, как можно их взять, передать в нужные руки и давать советы о том, что нужно делать. Но сейчас не осталось инструментов ни для Березовского, ни для кого-либо другого, потому что все они находятся в руках президента".
Березовский преуспел в хаосе ельцинского правительства: разоблачения, тупики и те долгие периоды времени, когда президент вообще исчезал. Березовский - политический воротила. Подход Ельцина состоял в следующем: он ставил оппонентов на посты со взаимно пересекающимися сферами ответственности и предоставлял им разбираться самим. В ходе разразившейся в результате войны Березовский, имевший связи в семье Ельцина, оказался способен манипулировать влиянием и таким образом стал бесценным человеком для всех членов правительства. В новом правительстве у Березовского - а на самом деле у всех олигархов - намного меньше места для маневра.
Придя к власти, Путин ослабил министерства и назначил на ключевые позиции относительно неопытных политиков, например, Александр Гаврин стал министром топлива и энергетики, Герман Греф - министром экономического развития.
Мало того, многие ключевые министерства, такие как министерство обороны, МИД, МВД, министерство юстиции и МНС перешли в непосредственное подчинение президенту.
Азиатская или автократическая модель?
Аналитики начинают предлагать альтернативу прямолинейному ярлыку "Путин-диктатор". "Пока точно неясно, но похоже, что Путин следует комбинации азиатской и латиноамериканской моделей", - считает Евгений Волк, политический аналитик Фонда "Наследие". Россияне, так же как и жители Азии и Латинской Америки, предпочитают сильных лидеров.
В России существует старая традиция, идущая от православия: интересы общества важнее личных. Путин заявил о том, что его цель - создать "великую Россию" с помощью "диктатуры закона". Последнее понятие сильно отличается от западных представлений о "главенстве закона".
В России и на Востоке лидеры имеют права попирать личные свободы ради общественных интересов - идея, ненавистная жителям США и Западной Европы.
Чеченская война Путина и рост его популярности говорят о том, что население готово поддержать такой подход. Хотя возможно, его популярности повредила трагедия "Курска". Другая черта, общая для России и стран Азии, заключается в отсутствии реальной политической оппозиции. Со времени думских выборов декабря 1999 г. все российские партии сместились в сторону центра. Главная политическая угроза Кремля - коалиция "Отечество-Вся Россия" Примакова и мэра Москвы Юрия Лужкова - была нейтрализована, точно так же, как и коммунисты. Путин даже сделал Примакова членом своей команды, занимающейся вопросами внешней политики.
При Ельцине политика была хаотичной, но по крайней мере плюралистической. В азиатских странах оппозицию не столько подавляют, сколько "управляют" ей в интересах общества. "Единство", главная партия нынешней Думы, уже играет эту роль. По новым правилам создания партий, которые должны быть вынесены на обсуждение Думы в текущем месяце, зарегистрировать новую партию будет гораздо сложнее. При Путине политика в области партийных движений может окончиться тем, что остануться всего две-три партии, лояльные Кремлю.
Кроме того, Путин проявляет то, что можно назвать азиатским отношением к бизнесу - ему хочется усилить свое влияние на крупный бизнес с помощью создания особых правил игры. "В странах Азии управление осуществляется на основании вертикального контроля над несколькими крупными корпорациями (их может быть всего 10-15), руководство которых тесно связано с правительством", - говорит Рябов из Фонда Карнеги.
На встрече с олигархами Путин подчеркнул, что необходимо создать вертикаль власти. Наследие коммунизма состоит в том, что десяток компаний отвечают примерно за четверть ВВП и половину налоговых поступлений. Несмотря на то, что экономическая политика Путина, как это представлено в плане министра экономического развития, является либеральной и рыночно-ориентированной, что похвально, в отношении крупного бизнеса Кремль движется в противоположном направлении.
"Путин хочет установить более жесткий контроль над экономикой и финансово-промышленными группами, - утверждает Сергей Караганов, директор Совета по внешней и оборонной политике. - По сути, это является ренационализацией собственности в пользу государства".
На общем собрании акционеров, которое состоялось в конце июня, Кремль лишил руководство компании "Газпром" контроля в Совете директоров. Председателем совета директоров стал Дмитрий Медведев, заместитель главы президентской администрации, близкий знакомый Путина. В тот же день глава президентской администрации Александр Волошин стал председателем совета директоров "Единой энергетической системы". Ко всему прочему, министр путей сообщения Николай Аксененко хочет создать частную железнодорожную компанию, что-то вроде "Газпрома" для поездов.
Несмотря на то, что цель экономической политики Путина заключается в том, чтобы помогать мелкому и среднему бизнесу, скандал вокруг плана реструктуризации "Единой энергетической системы" - с апреля появился уже десяток различных вариантов программы, ни одна из которых не устроила мелких акционеров - говорит о том, что Кремль пока не взялся всерьез за реструктуризацию крупных компаний. Скорее, он предпочитает держать их под жестким контролем государства и пользоваться политической властью, которую они дают, и ресурсами, которыми они распоряжаются.
Другие крупные компании после приватизации находились вне контроля Кремля. Однако после встречи с олигархами стало известно, что премьер-министр Михаил Касьянов возглавит совет по работе с крупным бизнесом, который будет содействовать диалогу между правительством и новыми лидерами бизнеса. Потанин и Михаил Ходорковский, глава крупной нефтяной компании "ЮКОС", заявляли о том, что Кремль должен создать ясные "правила".
Это значит не просто следовать закону - хотя именно об этом будут говорить в администрации Путина, - а сотрудничать с правительством. "[Правила] - это не значит, что к России десять заповедей не относятся. Когда мы говорим о практических деловых вопросах - налогах, правах собственности - то здесь многие вопросы не согласованы", - говорит Ходорковский. - Мы не можем рассчитывать на то, что правовая система сможет скомпенсировать эти несоответствия. Если я могу использовать брешь в законодательстве для того, чтобы помочь своему бизнесу, то почему бы мне не использовать эту брешь? А поскольку таких брешей много, нам и нужны т.н. правила".
Потанин и Ходорковский оказались победителями приватизации середины 90-х, проводившейся по схеме "кредиты-за-акции" (залоговые аукционы). Но получив в свои руки крупнейшие и ценнейшие активы, они заявляют о том, что им необходима безопасность, что их права собственности должны быть защищены, что им нужен шанс развивать свои империи по коммерческим моделям.
Цены на нефть и сырье резко возросли, появилась возможность зарабатывать деньги нормальным бизнесом, вместо того, чтобы действовать по схеме "громи-хватай", применявшейся в течение последних девяти лет. "При всем нашем олигархическом прошлом идея состоит в том, чтобы превратить наши империи в нормальные корпорации, - объясняет Потанин. - Мы уже добились определенных успехов и сделали ряд ошибок, но окружение относится к нам настолько враждебно, что приходится защищать себя и конкурировать по непрозрачным правилам. Применяющиеся в настоящее время методы необходимо изменить, мне бы хотелось, чтобы они исчезли".
Действительно, с конца прошлого года "ЮКОС", давно прославившийся нарушениями прав акционеров, делает все возможное, чтобы исправить свою репутацию. Некоторые из самых ужасных и наиболее нашумевших конфликтов, возникших в связи с нарушениями прав акционеров, полюбовно улажены, и инвестиционный климат (или по крайней мере его видимость) в России значительно улучшился. Объем прямых иностранных инвестиций в 1999 г. достиг примерно $4,3 млрд, самого высокого уровня за последние пять лет. И похоже в ближайшие годы он будет продолжать расти.
Бог высоко, царь далеко.
Азиатский стиль руководства оставляет большие возможности для коррупции и создания особых условий для крупного бизнеса, но Путин проявил определенный прагматизм, начав помогать мелкому и среднему бизнесу. Это те самые маленькие люди, которые могут сделать так, чтобы экономический рост, наблюдающийся в России в последние 18 месяцев, был устойчивым и продолжительным. Если первые сто дней, прошедшие с момента инаугурации, были потрачены в основном на то, чтобы разрушить старую систему, следующая фаза требует, чтобы Путин создал что-то свое.
"Сейчас мы переходим в новую фазу. Путин будет вынужден создавать новую систему политических институтов и по-новому выстраивать отношения с обществом, - говорит Рябов. - Ему придется быть более гибким, потому что политика созидания сложнее, чем политика разрушения".
Федоров считает, что существуют две основные проблемы. Первая состоит в том, что государство вмешивается во все.
35%-40% федерального бюджета в России тратится на поддержку экономики. Для сравнения, в Китае государство тратит на эти цели 13%, т.е. в три раза меньше.
Вторая проблема - недостаток экономической свободы. "Обмен валюты полностью зарегулирован, открыть новую компанию невозможно, и т.д. Если сделать что-нибудь в направлении большей экономической свободы, экономический рост начнется немедленно", - утверждает Федоров.
Путин сделал хороший и на удивление прагматичный старт в области экономических реформ. В тот же день, когда места в Совете Федерации были выброшены на свалку истории, депутаты одобрили радикально новый налоговый кодекс. Протиснувшись прямо перед концом весенней сессии Думы - депутатов даже уговорили отложить на неделю свои отпуска - новый налоговый кодекс войдет в бюджет 2001 г.
Исследование деятельности крупных иностранных инвесторов в России, проведенное Российско-европейским центром экономической политики выявило, что самой большой проблемой является не преступность, коррупция и мафия, а старый налоговый кодекс.
Следующее по списку дело Путина - реформа таможенного законодательства. Оно стоит под вторым номером и в списке того, что инвесторы считают неправильным в России. Здесь Путин проявил прагматичную прямолинейность в определении того, что в стране не так. "При нынешнем уровне таможенного администрирования, хочу это подчеркнуть, при сегодняшнем уровне таможенного администрирования такая система в большей степени защищает и поощряет только коррупцию. Поэтому надо кардинально упростить таможенную систему, унифицировать ставки тарифов", - сказал президент 8 июня в своем послании к Федеральному собранию.
Разрабатываются и другие реформы, но законы никогда не были в России проблемой, скорее проблемой становилось их соблюдение. Как говорится в русской пословице, "Бог высоко, царь далеко". Большая часть населения не имеет возможности обращаться за помощью в Москву и находится во власти местных администраций. Так было сто лет назад, так это обстоит и сегодня.
Россия страдает от почти полного отсутствия гражданских институтов, защищающих гражданские права, и Путин это признает. Реформа бюрократической и правовой системы поставит правительство с ног на голову, гражданские работники будут яростно сопротивляться ее проведению на всех уровнях.
В то же время необходимо браться и за социальные реформы, с которыми Ельцин тянул десять лет. Это значит сокращать государственное субсидирование жилищного комплекса, реформировать пенсионную систему, переводить системы образования и здравоохранения на самоокупаемость и т.д. Неустойчивая популярность Путина не сможет пережить такие реформы, поскольку настрадавшееся за последний десять лет экономических трудностей население не сможет перенести очередные болезненные трудности. Путину придется браться за решение этой задачи, но пока он не сказал ни слова о том, как и когда он начнет.
"В данный момент очень мало политической воли для того, чтобы проводить такие реформы, - говорит Караганов. - Чтобы проводить экономическую политику, правящая элита должна обладать политической волей. В данный момент такой воли нет".
Осенью многое может проясниться. Если Путин начнет проводить второй этап экономических реформ, то третий, самый слабый в настоящее время клан, петербургские интеллектуалы, может неожиданно стать самой влиятельной политической силой. Они хотят проводить в жизнь изменения, но им не хватает политического влияния, чтобы суметь сделать это без поддержки со стороны.
Многие из тех, кто дал нам интервью для этой статьи, прибегали к метафоре маятника. От хаоса ельцинской эпохи Путин откатывается к авторитаризму. Никто не склонен считать, что Путин зайдет слишком далеко - все согласны с тем, что в конце концов он вернется к демократии и свободному рынку. "Эпоха Путина будет очень отличаться от эпохи Ельцина, - утверждает Федоров, - но пока непонятно, чем именно". Все зависит от того, что захочет Путин сделать с Россией, а это пока остается загадкой.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях