The Washington Post | 16 октября 2006 г.
Все больше и больше ядерного оружия
Редакция
Наиболее важный вопрос, который поставили на повестку дня сообщения Северной Кореи о ядерных испытаниях, состоит в следующем: можно ли как-то помешать другим государствам и террористическим группам в последующие годы приобрести подобное оружие? Можно ли воспрепятствовать КНДР в распространении ядерного оружия? Быть может, мир вступает в эпоху, когда ядерная война станет практически неизбежна? Судя по ответу, данному Северной Кореей на прошлой неделе, перспективы довольно мрачные.
Более слабые страны, такие как Ливия, можно подкупить или запугать, чтобы они отказались от программ по развитию вооружений, в которых к тому же не достигнуто особых успехов. Следует добиваться создания нового международного протокола о производстве ядерных материалов. Однако такие страны, как КНДР и Иран, можно остановить, только если против них выступит мощная коалиция стран, в которую войдут Соединенные Штаты, Европа с Россией, Китай и региональные державы.
Пять стран, которые пытались достичь с Северной Кореей соглашения по ядерной программе, - Китай, Южная Корея, Россия, Япония и Соединенные Штаты - могли бы остановить северокорейскую программу и все еще имеют шанс это сделать: у них достаточно сил, чтобы свергнуть диктаторский режим Ким Чен Ира. Подобная коалиция могла бы, вероятно, остановить и Иран. Но, чтобы добиться этого, нераспространение ядерного оружия должно стать главной задачей правительств указанных стран. Они должны быть готовы принести жертвы и пойти на риск.
Однако дипломатическая борьба в ООН на прошлой неделе вновь продемонстрировала, что ни Китай, ни Россия не считают жизненно необходимым прекращение распространения ядерного оружия. Обе страны вчера проголосовали в поддержку решения о введении санкций против Северной Кореи; на этой неделе начнутся переговоры по вопросу о санкциях против Ирана. Но как Пекин, так и Москва направили свои усилия на смягчение санкций, уменьшив их список и исключив из него упоминание о силовых мерах. Этими шагами они продемонстрировали, что для них существуют более важные приоритеты, чем ограничение распространения ядерного оружия.
Китай, хотя и рассержен на Северную Корею, все же считает более важным сохранение режима Ким Чен Ира, нежели его разоружение. Китайские власти не без основания опасаются дестабилизации обстановки из-за наплыва беженцев в случае падения диктатуры Кима. Более циничная причина состоит в том, что они рассматривают данный режим как средство уменьшения влияния США в Азии. Взгляд Пекина на Иран столь же прагматичен: это ценный источник энергии и препятствие на пути Соединенных Штатов.
Россия - еще менее надежный партнер в вопросах нераспространения. Правительство Владимира Путина, кажется, вернулось к советскому взгляду на международные отношения как на игру с нулевым итогом против США: для получения какой-либо выгоды Соединенные Штаты должны пойти на какую-либо уступку.
Поэтому в четверг Россия согласилась поддержать резолюцию ООН о санкциях против КНДР - но только после подписания США в Совете Безопасности другой резолюции: о соседе России, Грузии. Данная резолюция продлила мандат наблюдателей ООН - и дала законное основание для дальнейшего присутствия российских солдат в двух спорных регионах в Грузии. Также в ней была упомянута "воинственная риторика и провокационные действия" со стороны прозападного демократического правительства Грузии.
На деле именно Путин начал военную и провокационную кампанию против своего небольшого соседа. Он запретил торговлю, закрыл транспортное сообщение и обрушился на грузинские заведения в Москве. Он готов пойти навстречу и помешать всему миру вооружиться до зубов ядерным оружием, но только в том случае, если мы поможем ему уничтожить правительство, оказывающее сопротивление российскому неоимпериализму. Если подобная политика будет и дальше лежать в основании нераспространения, то мир может стать гораздо опаснее.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях