The Wall Street Journal | 16 октября 2006 г.
США ищут в Азии поддержки в давлении на Пхеньян
Нил Кинг и Эван Рамстад
Вооруженная резолюцией ООН, осуждающей КНДР за предполагаемые испытания ядерного оружия, госсекретарь США Кондолиза Райс завтра отправится в Азию, где попробует добиться от Китая и Южной Кореи помощи в дальнейшей изоляции КНДР, одновременно заверив Японию, что ее альянс с США силен как никогда.
В субботу Совет Безопасности ООН проголосовал за запрет на торговлю с КНДР многими видами оружия и всеми предметами роскоши, осудив Пхеньян за произведенный в прошлый понедельник взрыв, относительно которого все больше свидетельств, заставляющих думать, что это были ядерные испытания. Но, приняв решение о санкциях, США и все остальные теперь должны понять, как осуществить это наказание.
Между Китаем и Россией, с одной стороны, и Южной Кореей и прочими странами - с другой, сохраняется глубокое несогласие по поводу того, насколько жесткими надо быть с КНДР и ее лидером Ким Чен Иром. Прежде всего, соседние Китай и Южная Корея опасаются, что за падение режима Ким Чен Ира им придется расплачиваться кризисом беженцев.
Некоторые уже выступают против ключевых пунктов санкций ООН. Например, хотя Китай проголосовал за наказания, его посол в ООН Ван Гуанъя позже заявил, что Пекин считает положение, разрешающее брать корабли на абордаж, чтобы проверить груз, неприемлемым. В Южной Корее председатель правящей партии Ури призвал руководство страны не продвигаться вперед с инспекциями грузов.
Ван также поставил под сомнение запрет на предметы роскоши, отметив, что в санкциях не прописано определения, что это такое. "Предметы роскоши для разных людей могут означать разное, если они их не имеют", - заявил он. Много лет лидер КНДР Ким награждает элиту и военных страны за лояльность, предоставляя им автомобили, продукты питания и телевизоры, в то время как миллионы северокорейцев живут на голодном пайке и без электричества.
В своем нынешнем виде резолюция, которую Совет Безопасности принял на редком субботнем заседании после многих дней переговоров, была уже ослаблена внесением различных поправок. Китай и Россия возражали против первых предложений США, которые, как они опасались, утвердили бы полномасштабное военное эмбарго против КНДР и служили бы предлогом для возможной военной операции.
Резолюция, принятая в субботу, требует, чтобы КНДР избавилась от ядерных вооружений, но запрещает военную операцию против этой страны и ограничивает военное эмбарго тяжелыми вооружениями, такими как баллистические ракеты, самолеты, танки и корабли. Будучи ближайшим союзником КНДР, Китай возражал также против формулировок, которые дали бы США и другим право останавливать северокорейские корабли для поиска запрещенной продукции. Вместо этого Совет Безопасности ограничился менее формальным языком, призвав к "сотрудничеству" по инспекции грузов.
Резолюция, впрочем, ужесточает ограничения на продажу вооружений КНДР и требует, чтобы государства конфисковали средства чиновников, причастных к ядерной программе КНДР, и закрыли им въезд. Она также расширяет полномочия государств по инспектированию грузов, идущих в КНДР и из нее.
Несмотря на смягчение первоначальных предложений Вашингтона, представители США приветствовали резолюцию, принятую в субботу: президент Джордж Буш высоко отозвался о "скором и жестком" наказании и напомнил о давнем предложении США оказать экономическую помощь КНДР в случае прекращения ею военной ядерной программы с возможностью проверок.
Представитель Северной Кореи в ООН Пак Киль Ен резко протестовал против санкций ООН и вновь заявил о желании своей страны вести двусторонние переговоры с США. Он сказал, что КНДР "не видела бы необходимости ни в одной ядерной боеголовке, если бы впредь не подвергалась американской угрозе, если бы Соединенные Штаты отказались от враждебной политики по отношению к КНДР и между двумя странами установилось доверие". США ответили отказом на призывы Пхеньяна к двусторонним переговорам, а субботняя резолюция призывает КНДР вернуться на переговоры, в которых помимо названных двух стран участвуют Китай, Россия, Япония и Южная Корея.
Представители США заявили, что главная цель поездки Райс - это побуждение Китая и Южной Кореи к сотрудничеству с Японией и США в мониторинге грузовых потоков, идущих в изолированную коммунистическую страну и из нее. США хотят, чтобы обе страны участвовали в инициативе по нераспространению, запущенной Вашингтоном в 2003 году с целью остановить приток ядерных материалов и ракетных технологий в такие страны, как КНДР и Иран.
Теперь представители США говорят, что они выявили следы радиоактивных частиц, видимо, подтверждающие, что КНДР испытала ядерное устройство, хотя окончательный вердикт еще не вынесен.
Райс сделает первую остановку в Японии, где правительство предпринимает быстрые шаги по введению собственных ограничений на торговлю с КНДР. Находясь там, Райс попытается успокоить волнение Токио из-за ядерного прогресса КНДР и вновь подтвердить, что США готовы помочь защитить Японию от любых атак извне. США беспокоит, что бряцание КНДР оружием может заставить Японию и другие азиатские страны развивать собственные ядерные программы, что еще больше дестабилизирует регион.
Затем Райс отравится в Сеул и Пекин, а по пути домой, возможно, остановится в Москве. Советники Райс говорят, что единой темой всей поездки будут надежды США на то, что последний шаг КНДР подстегнет меры, направленные на укрепление сотрудничества в сфере безопасности в Азии, где острые разногласия имеют место десятилетиями, не давая региону возможности создать структуру, подобную НАТО в Европе.
"Не существует никаких единых североазиатских структур безопасности, - заявил пресс-секретарь Госдепартамента Шон Маккормак. - Есть дискуссии, которые стоит вести".
Хотя в ходе нынешней поездки не запланировано никаких региональных совещаний, Райс, возможно, будет добиваться встречи главных азиатских держав и США в ноябре, может быть, параллельно с Азиатско-Тихоокеанским форумом экономического сотрудничества в Ханое. Смысл такого совещания - в разговоре об укреплении архитектуры региональной безопасности в ответ на северокорейскую проблему, сообщили американские источники.
Дипломаты вчера начали говорить о том, как урегулировать трудности, связанные с положениями резолюции и вариантами ее выполнения. Заместитель российского министра иностранных дел Александр Алексеев, первый иностранный чиновник, посетивший Пхеньян после испытаний, вчера приехал в Южную Корею, чтобы обсудить то, что он там узнал. Тем временем главный американский дипломат по Азии Кристофер Хилл вчера отправился из Вашингтона в Японию, куда за ним последует Райс.
Перед голосованием китайские лидеры принимали президента Южной Кореи Но Му Хена на саммите в пятницу. В заявлении, опубликованном после саммита, стороны заявили об "абсолютной необходимости" урегулировать северокорейскую ядерную проблему "путем диалога, поставив высшим приоритетом стабильное ядерное разоружение Корейского полуострова".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях