Le Temps | 16 октября 2007 г.
Виктор Вексельберг - миллиардер под контролем
Даниэль Эскенази
Марафон завершен. Спустя почти шесть месяцев после покупки Виктором Вексельбергом части капитала компании Sulzer (SUN.VX) его акции были наконец зарегистрированы. Они были тайно приобретены компанией Everest - совместным предприятием фирмы российского предпринимателя "Ренова" и двух австрийских инвесторов из компании Victory, Ронни Пецика и Георга Штумпфа.
После того как двое австрийцев уступили свои части пакета, Виктор Вексельберг оказался единственным весомым акционером Sulzer. Их уход, казалось, должен был упростить ситуацию, так как австрийские инвесторы представляли препятствие для руководства Sulzer ввиду неясности их целей. Но ничего подобного не случилось.
Обстановка была настолько сложной, что в конце июля тогдашний министр экономического развития РФ написал письмо Дорис Лойтард, попросив ее вмешаться в это дело, пригрозив ответными мерами в отношении швейцарских компаний, работающих в России. Это обращение не дало никаких результатов.
Две стороны в конце концов договорились, потому что у них не было другого выбора. Виктор Вексельберг мог подать в суд на Sulzer и тем самым заблокировать любое решение, принятое на общем собрании акционеров. Но российский бизнесмен действует скрытно. Он не жаждет попасть на первые страницы швейцарских газет, в отличие от Ронни Пецика и Георга Штумпфа, ведь он хочет укрепить свой образ долгосрочного инвестора, желающего участвовать в делах предприятий, в которые он инвестирует средства, в отличие от спекулянтов. Однако его индустриальный проект для Sulzer пока неясен. Возможно, этим объясняется холодный прием, который оказывало ему правление на протяжении нескольких месяцев.
Чтобы смягчить обстановку, Виктор Вексельберг проявил гибкость и терпение, согласившись с беспрецедентными мерами правления Sulzer. Они обязали его не увеличивать свою долю в компании выше 33% до мая 2009 года, не выставлять свои акции на открытые торги до этой даты и не менять уставные документы технологической компании. Иными словами, в практике швейцарских компаний нет ни одного юридического или судебного прецедента таких ограничений в обмен на включение в список акционеров.
Они были вынуждены пойти на этот шаг, так как 600 швейцарских предприятий за последние годы инвестировали в Россию 3 млрд долларов. Большинство крупных швейцарских компаний сделали ставку на эту быстроразвивающуюся страну. "Швейцария должна признать, что глобализация - не улица с односторонним движением, что она подразумевает некое встречное движение", - подчеркивал недавно Виктор Вексельберг в статье, опубликованной в Neue Zürcher Zeitung.
По мнению Дорис Лойтард, интервенцию Москвы следует рассматривать в контексте деятельности российских компаний в западных странах. Владимир Путин неоднократно призывал российских предпринимателей покупать высокотехнологичные западные компании. Цель этой стратегии - диверсификация российской экономики, основанной на газе, нефти и других природных ресурсах, которые рано или поздно иссякнут. Становясь акционером Sulzer, Виктор Вексельберг отвечает на призыв российского президента и тем самым ослабляет давление последнего на него.
Дело в том, что Виктор Вексельберг не входит в ближний круг Владимира Путина, это человек второго круга. И хотя бизнесмен уже сопровождал президента в его поездках за границу, например в Австрию, тот не всегда его поддерживает.
Так, российский президент выступил с критикой в адрес Виктора Вексельберга в июне, обвинив его в несоблюдении квот добычи на Ковыктинском месторождении ТНК-BP (совместном предприятии "Реновы" и британской группы нефтяных компаний). Он даже пригрозил отозвать его лицензию на добычу, если не будет достигнуто соглашение с "Газпромом" или министерством природных ресурсов.
Придя к соглашению с Sulzer и не вызвав при этом медийного резонанса, Виктор Вексельберг одним выстрелом убил несколько зайцев. Во-первых, он спокойно выдвинул свои первые пешки на швейцарской экономической шахматной доске, не спровоцировав политического возмущения. С точки зрения индустриальных интересов Sulzer очень хорошо сочетается с деятельностью "Реновы" в нефтегазовой отрасли в России и бывших республиках Советского Союза. Одновременно Вексельберг делает приятное Владимиру Путину, отношения с которым оставляют желать лучшего. В результате его дипломатических усилий и волки сыты, и овцы целы, а сам он остается под контролем Sulzer и Владимира Путина.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях