Статьи по дате

Time | 16 октября 2007 г.

Болливуд меняет свой стиль

Мадхур Сингх

Chak De India ("Вперед, Индия!") - далеко не стандартный болливудский блокбастер. Правда, главную роль в этом фильме, вышедшем на экраны 10 августа, играет Шах Рух Хан - знаменитый "герой-любовник" современного индийского кино, но на сей раз он создает образ игрока в хоккей на траве, который сначала проштрафился, а затем загладил вину, сделавшись тренером женской сборной Индии в этом виде спорта и приведя ее к победе на чемпионате мира. В этой картине Хану не удается продемонстрировать свое владение модными танцами в процессе ухаживания за красавицей - главной героиней или поиграть своими великолепными мускулами в сценах драк со злодеями. Собственно, в фильме вообще нет ни песен, ни танцев. Однако даже спустя два месяца после выхода в прокат он собирал полные залы, а фраза "Chak De India" (означающая на пенджабском языке "Вперед, Индия!") стала модным "крылатым выражением" по всей стране. "В этом фильме все иначе, - говорит известный кинокритик Винаяк Чакраворти, - и сценарий, и режиссерская работа, и монтаж - все отклоняется от расхожих формул. В результате получился хороший фильм - именно такое кино, которое все больше хотят видеть зрители".

Хотя на индийских киноэкранах продолжают доминировать крупнобюджетные болливудские картины, альтернативное, менее масштабное кино начинает пробивать себе дорогу. Благодаря тому, что вкусы зрителей развиваются, а различные источники финансирования становятся более доступными, эти картины все чаще становятся успешным противоядием от гламурных музыкальных фильмов. Chak De India - последний по времени выхода на экран и самый успешный из этих фильмов, ломающих шаблоны. Согласно статистике, он имел большой успех в крупных городах и среди тех, кого Чакраворти называет "аудиторией мультиплексов" - людей, которые более образованны, имеют больше денег на расходы и шире знакомы с мировым кино. "Кинематографисты снимают больше фильмов для этой целевой группы, так как ее численность растет благодаря росту доходов и образовательного уровня", - отмечает Чакраворти.

Тех, кто не живет в Индии, может удивить тот факт, что индийское кино никогда не исчерпывалось только Болливудом, как принято называть в народе индустрию создания фильмов на хинди. В реальности настоящие болливудские фильмы составляют лишь пятую часть из примерно 1000 картин, производимых в Индии ежегодно. На юге страны существуют колоссальные киноиндустрии, производящие фильмы на местных языках: тамильском, телугу, малаяламе, а в Центральной Индии - индустрия на языке бходжпури. Кроме того, в Индии есть долгая традиция создания первоклассного авторского кино - от работ легендарного Сатьяджита Рея до таких современных мастеров, как Говинд Нихалани и Шьям Бенегал. Чакраворти отмечает, что новый киностиль адресован зрителю, который знаком с артхаусным кино, но в то же самое время с удовольствием смотрит болливудское. Бюджеты обычно невелики, роли поручаются хорошим актерам, но необязательно звездам, а зрители - избранный круг. "Опробуются новые жанры: нуар, комедия, фильм о спорте, - говорит кинокритик Раджив Масанд с телеканала CNN-IBN. - Кинематографисты наконец-то осознали: хватит считать аудиторию каким-то единым желудком, который нужно накормить, - они поняли, что у разных желудков вкусы разные. Есть место для блюд всех возможных кулинарных традиций".

Именно к этому стремились авторы нескольких недавних фильмов: Rang De Basanti ("Покрой меня желтым") - это реалистичный портрет недовольных сложившейся ситуацией молодых людей из Дели, Omkara ("Омкара")- переделка "Отелло", а Khosla ka Ghosla ("Гнездышко Кхослы") - реалистическая история о столкновении одной семьи из Дели с беспринципными агентами по торговле недвижимостью.

Ключевую роль в этих переменах сыграл взлет талантливых новых кинематографистов - например, Джайдипа Саини, который написал сценарий Chak De India, и режиссера картины Khosla Ka Ghosla Дибакара Банерджи. Параллельно уже сложившиеся звезды более охотно пробуют себя в ролях иного типа - как Хан в Chak De India. Продюсеры с большей готовностью рискуют деньгами, делая ставки на новаторские сценарии. Одна из причин этого - интересная перемена в способах финансирования индийских кинокартин. Традиционно значительная часть финансирования болливудских фильмов поступала от мумбайских преступников - так они отмывали свои полученные нечестным путем доходы. Эти инвесторы и настаивали на проверенных рецептах, надеясь гарантировать себе прибыль. Но благодаря либерализации экономики продюсеры ныне имеют законные способы добывать деньги на картины: крупные студии типа UTV и Adlabs недавно раздобыли деньги, разместив свои акции на фондовой бирже, а некоторые продюсеры даже крепят связи с голливудскими студиями. Журналист и автор текстов песен Нилеш Мисра (его сценарий о молодом тяжелобольном преподавателе, который помогает своим студентам наладить нормальную жизнь, приобретен одной из ведущих студий) говорит: "Если бы десять лет назад вы сказали продюсеру, что ваш сюжет начинается с истории об умирающем преподавателе, он сразу указал бы вам на дверь. А теперь они сами разыскивают сценаристов, которые принесут им что-нибудь свежее, необычное".

Означает ли это, что эра известного нам Болливуда подошла к концу? "Это маловероятно, - говорит Мисра. - Возможно, сейчас и легче продать нестандартный сценарий, но выторговать за него справедливую цену ты все равно не сможешь". Бизнес-аналитик, редактор издания Film Information Комаль Нахта говорит, что зрители из маленьких городов все равно желают видеть традиционное кино, а на долю этой аудитории приходится большая часть 4 млрд билетов на киносеансы, которые продаются в Индии ежегодно. Несмотря на неожиданный успех Chak De India, самым кассовым фильмом нынешнего года пока является картина "Партнер", сделанная по стандартному болливудскому рецепту с крупным бюджетом, мегазвездами и, конечно же, песнями и танцами.

Источник: Time


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru