Статьи по дате

Time | 16 октября 2009 г.

Мир по Мише

Натан Торнбург

Президент Саакашвили любит демонстрировать гостям свою мужественность и динамичность, пишет журналист Time Натан Торнбург. "Усталые диссиденты и оппозиционеры из Тбилиси называют это шоу", - замечает он. Саакашвили возил Маккейна кататься на водных лыжах, устроил для Байдена феерию народных танцев, а многим журналистам дает интервью по ночам на борту президентского самолета.

"Во время моего визита Саакашвили организовал "шоу" с редкостным размахом: ему нужно многое доказать", - пишет автор, поясняя, что доклад комиссии ЕС о причинах российско-грузинской войны опасен для "великого проекта Саакашвили - его усилий убедить Запад, что Грузия - надежный союзник в военной сфере и экономике".

По словам журналиста, его поездка длилась почти неделю. Саакашвили прокатил его на вертолете, свозил на границу с Абхазией и в Кахетию. "Саакашвили не утерял свой колоссальный дар коммуникативности, который сделал его мировой знаменитостью после прихода к власти", - замечает Торнбург. Но под вопросом сейчас не обаяние Саакашвили, а правильность его концепции развития Грузии и оправданность надежд союзников, что он может осуществить этот план. "Ставки высоки: эта крохотная страна - точка, где болезненнее всего сталкиваются растущая уверенность России в себе и расширение ЕС и НАТО на восток", - пишет обозреватель. Однако ключевой конфликт - это, возможно, внутренние метания Саакашвили: колоссальные планы для страны входят в противоречие с его импульсивным характером.

Поездка началась с бухты Анаклия на Черном море, где Саакашвили обсудил с несколькими крупными испанскими архитекторами идею создания курорта, который растянется на 6 км и будет непосредственно примыкать к абхазской границе. "По-видимому, Саакашвили игнорирует очевидное: если война возобновится, российская армия первым делом ворвется в Анаклию", - замечает автор.

По мнению издания, Кремль пользуется напряженностью между самопровозглашенными республиками и Грузией, чтобы сорвать планы Саакашвили по вступлению в НАТО. Саакашвили сказал в интервью журналу: "Первая нотация, которую Путин прочел мне в Москве, звучала так: "Все эти восточноевропейские лидеры, похоже, пресмыкаются перед США". Путина это очень раздражало. Он предостерег меня: "Даже не пытайся это делать".

Что касается российско-грузинской войны, Саакашвили сказал в беседе с журналистом, что он вовсе и не ждал от США вооруженного вмешательства в войну на грузинской стороне. "Однако, когда неизбежная яростная контратака России началась, Грузия почувствовала себя брошенной на произвол судьбы", - замечает автор.

После войны Россия изгнала из Южной Осетии и Абхазии всех международных наблюдателей и, вероятно, вооружает эти территории до зубов, продолжает Торнбург. Грузинская армия тем временем возрождается, а в январе грузинский батальон пехотинцев отправится в Афганистан под эгидой американских сил, где наберется опыта и уверенности в своих силах.

"Отношения Саакашвили с американской стороной находятся в переходной стадии", - полагает автор статьи. Некоторые американцы относятся к грузинскому президенту настороженно, именуя его "последним уцелевшим неоконсерватором" из числа соратников Буша, но Саакашвили продолжает поддерживать тесные отношения с Байденом, а тот, по некоторым сведениям, побуждает его к обещанным политическим реформам. Саакашвили сказал в интервью, что новая администрация ему нравится: Обама проводит, по сути, тот же курс, что и Буш, но намного эффективнее, считает он.

Саакашвили высоко ценит не только Америку, где учился и работал, но и политику в американском стиле: он пользуется услугами консультантов и социологов, а также искренне обожает обрабатывать толпу. Саакашвили не курит, пьет меньше, чем люди из его окружения, и чрезвычайно общителен. Но его главная черта - непоседливость, а важнейшее преимущество - неисчерпаемая энергия. "Саакашвили не может жить без резких драматичных шагов, в которых проявляется его лидерство", - пишет автор, напоминая, как он уволил всех дорожных инспекторов поголовно, чтобы пресечь их взяточничество.

После войны Саакашвили ухватился за концепцию развития страны, видя в ней, в частности, гарантию обороны. "Бомбить небоскребы очень неудобно: это крайне некрасиво смотрится", - говорит он. Сейчас президент увлекся реконструкцией Батуми, который называет "следующим Дубаем": за три месяца там появились аквапарк и поющие фонтаны, скамейки, спроектированные испанскими дизайнерами, и канал, подсвеченный неоном. Саакашвили продемонстрировал журналистам проект российской Олимпийской деревни в Сочи - как замечает автор статьи, "чтобы все посмеялись, какие скучные архитекторы у его врагов".

Политические противники Саакашвили не ценят его грандиозные планы и считают, что он маниакально властолюбив, пишет журналист далее. Правда, теперь многие оппозиционеры говорят, что не будут принуждать его к отставке до окончания президентского срока. "Это значит, что будущее Грузии вновь зависит почти исключительно от баланса между благими и дурными намерениями Саакашвили". Лакмусовой бумажкой автор предлагает считать вопрос, сможет ли Ираклий Аласания, который хочет баллотироваться в мэры Тбилиси, провести свободную избирательную кампанию.

Процветание прозападной либеральной демократии в Грузии - у российских границ - станет примером для других бывших республик СССР, заключает журналист, напоминая, что Кавказ - ключевой нефтегазовый коридор в обход России. "Но вначале Грузии следует достичь стабильности, мира и процветания. История рассудит, по силам ли это Саакашвили".

Источник: Time


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru