Статьи по дате

Frankfurter Allgemeine | 16 октября 2015 г.

Чистая и священная война с террором

Фридрих Шмидт

В сюжете государственного телеканала "Россия-24" российская авиация уничтожает "фабрику смерти" террористов из "Исламского государства" вблизи сирийского города Алеппо. Картинка показывает сбрасываемые с самолета бомбы и черно-белые кадры их попадания в цель на земле. По этому шаблону, как пишет корреспондент немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Фридрих Шмидт, "строятся все информационные сообщения об успехах России в борьбе с терроризмом - порой они сопровождаются обвинениями, а порой заверениями в том, что власти ведут активные консультации с Вашингтоном, чтобы избежать столкновения российских и американских боевых самолетов". "Но в целом главная идея осталась неизменной с самого начала (военной операции. - Прим. ред.): мол, в Сирии мы наносим точные удары по объектам террористов и делаем это - в отличие от возглавляемой США коалиции - легально, по просьбе "легитимного" президента Сирии. В общем, правда за нами. Да и Бог тоже", - подчеркивает журналист, напоминая о том, что даже глава РПЦ Патриарх Кирилл назвал борьбу с терроризмом "священной войной".

В контролируемом Кремлем телеэфире, который (дез)информирует 90% россиян, Сирия вытеснила Украину на второй план. Освещение войны в Сирии от сюжетов про Украину отличает, прежде всего, загруженность техническими подробностями, а именно - сколько вылетов совершили те или иные типы боевых самолетов. Подобные картинки, особенно те, которые показывают запуски крылатых ракет в Каспийском море, должны "отсылать, по всей видимости, к иракским войнам США", предполагает автор. В свою очередь, человеческий элемент всему этому придает освещение быта российских военнослужащих на базе в Латакии (строительство которой, кстати, еще совсем недавно отрицалось Россией). "Россияне должны поверить, что операция в Сирии - не более чем прогулка, при которой успех обеспечен. Так же, как и полтора года назад в Крыму, - продолжает Шмидт. - И кампания действует: согласно опросу "Левада-Центра", проведенному через несколько дней после начала операции, ее поддерживали уже 72% граждан России".

"Но ценность опросов в России довольно ограниченна, поскольку власть создала в стране климат, в котором более выгодно отвечать в духе того, что Кремль считает правильным, - комментирует Шмидт. - Но даже в этих условиях, по данным все того же "Левада-Центра", 46% россиян видят реальную или возможную опасность "нового Афгана". Воспоминания о той войне свежи в России, в том числе, из-за большого числа жертв. Ввод войск, как напоминает издание, был начат в 1979 году, поскольку Политбюро хотело предотвратить свержение советского ставленника в Кабуле. В результате все обернулось продлившейся десять лет опосредованной войной, в которой Соединенные Штаты поддерживали моджахедов. Общее число погибших советских солдат составило 15 тыс. человек. Вот и в Сирии Москва вступилась за притесняемого союзника. И США опять поддерживают ее противника. Для того, чтобы развеять все опасения относительно "нового Афганистана", российское руководство сразу же исключило возможность наземной операции. "Но что будет, если противники Асада решат напасть на российскую авиабазу в Латакии, где дислоцировано всего около трех тысяч солдат? Что будет, если - пока что ограниченного - контингента из трех десятков российских самолетов не хватит для того, чтобы помочь Асаду?" - задается вопросом автор. Глава комитета Госдумы РФ по обороне Владимир Комоедов, в частности, уже предложил направить в Сирию бригаду добровольцев из России. А глава Чечни адресовал президенту Путину просьбу направить бойцов в Сирию.

Подобные высказывания могут быть как демонстрацией решительности и лояльности, так и частью подготовки в СМИ к применению российской армии на территории Сирии, полагает Шмидт. Прежде всего они наглядно показывают, что ясности относительно того, в какое русло Кремль направит свою новую войну, нет.

Между тем военная операция рискованна для России и во внутриполитическом плане, добавляет Frankfurter Allgemeine. Так, нескольким сотням российских военнослужащих на стороне Асада противостоят по крайней мере две тысячи российских граждан в рядах ИГ. Исламистское подполье на Северном Кавказе, обвиняемое Россией в совершении терактов, в том числе, и в Москве, пока что казалось ослабленным. Но сирийская операция привела к новым угрозам против России - в том числе со стороны ИГ и сирийского отдела "Аль-Каиды" "Фронта ан-Нусра". Более того, в Сирии Кремль сделал выбор в пользу асадовской шиитской оси с Ираном и "Хизбаллой", хотя большая часть из 15 млн проживающих в России мусульман - сунниты.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru