La Repubblica | 16 сентября 2002 г.
50-летние китайцы увлеклись паззлами, конструкторами и комиксами
Алессандра Ретико
У них за плечами тяжелая жизнь, лишенная каких-либо развлечений. Находясь здесь, они пребывают в легком замешательстве. В 1966 году, когда они были молодыми и непреклонными, когда на площади Тянь Ань Мень они размахивали красными книжечками и кричали "нет" капитализму, "нет" всем порокам Запада", они и подумать не могли, что когда-нибудь смогут оказаться здесь. В то время они пытались делать историю и лишались детства. Вероятно, именно поэтому, сегодня 50-летние китайцы, стремясь окунуться в беззаботную атмосферу детства, покупают игрушки, безделушки и все прочее, необходимое для приятного времяпрепровождения.
Они первыми входят в большие пекинские магазины, рассматривают паззлы, игрушки, настольные игры, полки с комиксами. Они внимательно прислушиваются к советам своих детей. Затем все расходятся по различным отделам. Они превращаются в Алис, которыми они никогда не были, покупают чудесные изобретения того мира, от которого они в свое время отказались. Они покупают безделушки для себя, и дети относятся к этому с пониманием.
Об этом феномене возвращения Китая в детство рассказывает госпожа Шен Пинь, которая к моменту начала культурной революции ходила в третий класс. "Когда я была ребенком, у моих сверстников не было игрушек, - вспоминает она. - Я всегда мечтала о том, чтобы будущие поколения жили лучше нас".
Она основала Red Drum, предприятие, специализирующееся на производстве деревянных игрушек для детей. И очень скоро ей стало ясно, что самыми активными клиентами являются взрослые. Поэтому треть всей продукции, производимой ее предприятием, предназначена для них. Без всякого преувеличения можно сказать, что Red Drum, как и многим другим предприятиям, было очень непросто противостоять запрету, смысл которого заключен в известной поговорке: "Играя, ты наносишь вред своим честолюбивым планам". Шен Пинь не подчинилась запрету, начав производство продукции для взрослых, преследующих амбициозные планы и уставших от соревнования. Производимая на предприятии продукция способствует проявлению творческих способностей, стимулирует гибкость мышления, снимает усталость.
Возвращение в детство - это не только тенденция, но и насущная необходимость: это становится очевидным, когда даже руководители таких крупных предприятий, как Nokia или Daimler-Crysler, чтобы снять стресс, играют в мяч или строят замки "Лего". В результате, самыми продаваемыми товарами стали деревянные конструкторы, наподобие "Лего". 60% всех продаж пекинского Red Drum приходится на 40-50-летних покупателей.
Эта тенденция нарастает, но не доминирует. Производство игрушек для взрослых составляет минимальную часть рынка игрушек в стране, где продолжает властвовать культура, запрещающая удовольствия. Ден Хаитао, соучредителю Beijing Totem Commerce Inc., компании по производству игрушек для взрослых, игр, развивающих память, стратегическое мышление, снимающих стресс, пришлось немало потрудиться, чтобы убедить своих соотечественников в том, что играть - полезно. В ходе рекламных кампаний в крупнейших СМИ Хаитао создал общество, члены которого организуют во всему Китаю презентации и обмениваются информацией о продукции компании. Он также основал первый в Китае "toy-bar", в котором за чашкой чая обсуждают игры и игрушки для "людей, вышедших из детского возраста".
Представляет интерес атмосфера, сложившаяся в секторах, традиционно отражающих интересы подростков, таких, как создание комиксов и мультипликация. Бестселлером Modern Press стала серия комиксов тайваньского автора о странностях современного китайского общества. В 15 выпусках (продано 2,4 миллиона экземпляров) рассказывается о свободных от комплексов женщинах и слабых мужчинах в циничном и материалистическом обществе. "Вначале люди думали, что все это для детей, - рассказывает вице-президент издательского дома Ву Ксяопинь, - но теперь они хотят, чтобы жизнь стала проще". Как детская игра.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях