The Wall Street Journal | 16 сентября 2002 г.
Путин назначает цену за свое согласие на удар США по Ираку
Редакция
Обращение Буша к ООН оказалось успешным, но он рискует дорого заплатить за одобрение Совета Безопасности. Президент России Владимир Путин уже предъявил свои требования. Он хочет, чтобы мир согласился на его военные действия на территории бывшей советской республики Грузия.
ООН продолжает размышлять над речью Буша, прочитанной в пятницу, а Путин уже воспользовался американскими формулировками, чтобы объяснить свою политику в Грузии. Он обвинил южных соседей в том, что они прячут на своей территории чеченских боевиков и других лиц, которых он называет террористами. Путин надеется на то, что если он поддержит нападение на Ирак, Буш разрешит ему свободно действовать в Грузии. Мы надеемся, что США не пойдут на эту сделку. Мы надеемся, что Америка более точно определит новую доктрину "упреждающего удара", предложенную Бушем.
Во-первых, проводимые Путиным аналогии абсурдны. Президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе никак нельзя приравнивать к Саддаму Хуссейну. Он ? один из самых просвещенных лидеров государств, когда-то являвшихся частью Советского Союза. Он не стремится приобрести ядерное оружие, не строит планы убийства президента США, он не вторгался на территорию соседних государств, не убивал газом жителей страны, не игнорировал 16 резолюций ООН.
Напротив, главная проблема Шеварднадзе состоит в том, что он проводит прозападную политику, которая раздражает некоторых его бывших коллег в Москве. Он уже пережил несколько покушений. Главный подозреваемый по одному из дел прячется в России. Он боролся с абхазскими боевиками, которые прошли подготовку и получили финансирование в России. Россия до сих пор располагает тремя военными базами в Грузии. Она не подчинилась требованию Организации за безопасность и сотрудничество в Европе, которая попросила ее покинуть базу в Абхазии и начать переговоры о выводе войск с остальных.
Понятно, что Шеварднадзе не хочет давать своему крупному соседу каких-либо поводов для вооруженного вмешательства. Россия гремит оружием, а он укреплят границы и приглашает в Грузию наблюдателей, чтобы те проверили, как его государство борется с терроризмом. Представители сил особого назначения США уже помогают тренировать и экипировать грузинскую армию, которой приходится противостоять чеченским боевикам.
Это значит, что Буш должен более точно объяснить доктрину упреждающего удара. Мы поддерживаем эту политику, потому что во главе некоторых государств мира сидят безумцы, в руки которых может попасть ядерное оружие; "невмешательство" во внутренние дела таких государств перестало быть безопасной стратегией. Но критики обратили внимание на то, что, если докрина не будет определена более четко, некоторые страны смогут злоупотреблять ей, чтобы свести старые счеты или захватить новую территорию. Первым разумным шагом было бы проведение четких границ между мирной Грузией и Ираком, где правит сумасшедший диктатор, который якшается с террористами и пытается приобрести ядерное оружие.
В пятницу заместитель госсекретаря США Джон Болтон сказал, что США "выступают против любых односторонних военных действий России" внутри Грузии, и добавил: "Я не думаю, что иракская проблема предполагает, что мы должны о чем-то договариваться с Россией или другими странами".
Мы надеемся, что, несмотря на усиливающееся давление России, администрация Буша придерживается точно таких же взглядов. Если США согласятся уступить России в вопросе о Грузии, это нанесет ущерб их интересам. Кроме того, делать это нет никакого смысла. Это станет для России прецедентом, толкнет ее на другие опасные действия в Средней Азии, российские националисты наберутся смелости и пожелают вмешиваться в дела Азербайджана и других стран. Кроме того, было бы позорно предать Шеварднадзе, советского министра иностранных дел в правительстве Михаила Горбачева. Шеварднадзе был одним из тех политиков, которые помогли мирно закончить холодную войну.
В любом случае вряд ли Путин захочет блокировать действия США в Ираке. Встав на сторону Саддама он сведет на нет усилия, направленные на укрепление доверия Запада к России, как политическому и деловому партнеру. Его армия уже на пределе своих сил и истекает кровью в Чечне. Меньше всего ему сейчас нужна еще одна война в Грузии. Если он воспользуется ситуацией в Ираке для того, чтобы продолжить вмешательство в жизнь кавказцев, он лишь напомнит о советском империализме.
На прошлой неделе Буш начал менять взгляд мировой общественности на проблему Ирака, и не столько потому, что выступил в ООН, сколько потому, что он прав. США могут победить в Ираке, не жертвуя своими принципами, не потакая националистическому оппортунизму Путина.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях