Статьи по дате

Libération | 16 сентября 2003 г.

Европа смирилась со шведским "нет"

Жан Катремер

Отказ шведов от введения общеевропейской валюты не скажется на судьбе ЕС

Швеция никого не удивила, отвергнув в воскресенье евро большинством голосов (56,1% против 41,8). Как и в случае Дании, которая 26 сентября 2000 года отказалась присоединиться к Экономическому и валютному союзу (ЭВС), шведское "да" гораздо больше удивило бы Европу и изменило в ее глазах имидж этой страны. В Брюсселе считают, что и вступление Швеции в ЕС в 1995 году осуществилось только потому, "что она не хотела остаться вне" Европы, напоминает депутат Европарламента Жан-Луи Бурланж.

Слова сожаления, высказанные по поводу итогов референдума, были продиктованы скорее элементарной вежливостью, нежели подлинным разочарованием или чувством растерянности. Так, германский канцлер Герхард Шредер подтвердил, что перед Швецией "дверь не закрыта" (если она все же захочет ввести евро). В свою очередь, председатель Европейской комиссии Романо Проди в интервью итальянской газете La Repubblica пустился в психоаналитическое объяснение результатов референдума в Швеции. Он высказал мнение, что шведский отказ был продиктован "страхом общества, особенно простых людей, перед новшеством".

Это спокойствие имеет простое объяснение: шведское "нет" в краткосрочном плане никак не сказывается на Европейском союзе. В отличие от датского "нет" Маастрихтскому договору (июнь 1992 года), затормозившему переход к евро, или первоначальному ирландскому отказу подписать Ниццский договор, что делало невозможным расширение ЕС.

"В этот раз с последствиями столкнутся прежде всего сами шведы, - заметил европейский депутат Ален Ламассур. - Они по-прежнему будут зависеть, в том числе в валютном плане, от зоны евро. Они просто лишили себя возможности участвовать в выработке нашей политики". В самом деле, шведское "нет" нисколько не мешает ЭВС и дальше идти своим путем, как не помешали ему позиция Дании или Великобритании. Как подчеркивалось вчера утром в Европейской комиссии, "экономическое и валютное влияние зоны евро таково, что шведский отказ ничего не меняет".

Юридический вакуум. Отмечается также, что в любом случае Стокгольм уже поставил себя в маргинальное положение в ЕС, когда отказался от перехода к евро 1 января 1999 года. В отличие от Дании и Великобритании, Швеция никогда не вела переговоров о неучастии (opting out), что позволило бы ей юридически оставаться вне ЭВС. Она использовала правовой вакуум, отказавшись привязать свою валюту к другим валютам в рамках европейской валютной системы, в то время как каждая страна, собиравшаяся перейти к евро, должна была участвовать в этом механизме на протяжении не менее двух лет.

Иначе говоря, неучастие Швеции в зоне евро является нарушением обязательств, добровольно принятых ею в 1994 году при ратификации на референдуме договора о присоединении к ЕС. То, что в воскресенье она подтвердила свой отказ, решительно ничего не меняет, считают в Брюсселе. Просто Швеция остается страной, которая упорно отказывается играть по европейским правилам.

Тем не менее, в эти тяжелые времена шведское "да" могло бы несколько подстегнуть экономическое развитие Евросоюза. Оно также оказало бы стимулирующее воздействие на Данию (которая, согласно опросам, сегодня проголосовала бы за введение евро большинством в 57% голосов), а возможно, и на Великобританию. Впрочем, настороженное отношение датчан, шведов и британцев к евро, да и вообще к Европе, компенсируется положительными результатами референдумов о вступлении в ЕС, которые прошли в странах Востока: они показывают, что Евросоюз еще сохраняет притягательную силу.

Вопрос времени. Кроме того, десять государств, которые присоединятся к ЕС 1 мая будущего года, имеют одно главное желание - войти в зону евро. Хотя их "объединительный" энтузиазм весьма ограничен, они лучше других знают, что они выиграют от введения единой валюты, которая защитит их от валютных бурь. В этом плане экономика берет верх над идеологией. Сегодня речь идет о том, чтобы соответствовать маастрихтским критериям, а это лишь вопрос времени: зона евро расширится на восток и юг (Кипр и Мальта) быстрее, чем некоторые себе это представляют.

Таким образом, отказ трех стран перейти на евро не означает появления "двух Европ". Скорее перспективы в этом плане связаны с судьбой Конституции ЕС. Если Межправительственная конференция, которая начнет работу 4 октября, закончится неудачей или пройдет успешно, но страны откажутся утвердить единую Конституцию на референдуме, это серьезно затормозит строительство единой Европы. Не случайно Брюссель уже ведет с наиболее "еврофильски" настроенными странами переговоры о том, чтобы - в случае провала конференции - создать интегрированную "малую Европу", не ставя под вопрос существование "большой Европы", ограничивающейся общим рынком и единой валютой.

Источник: Libération


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru