Le Point | 16 сентября 2004 г.
"Американская политика на Ближнем Востоке смешна"
Оливье Вебер
Корреспондент Le Point взял интервью у Джонатана Рэндела, известного американского журналиста, эксперта по Ближнему Востоку и автора книги "Усама или как изготовить террориста".
- Когда читаешь вашу книгу, создается впечатление, что американская администрация сама сделала бен Ладену рекламу...
- Это саудовцы в 80-е годы выдвинули бен Ладена на авансцену. Саудовской Аравии не хватало героев. Бен Ладен удовлетворял всем требованиям. Во-первых, он олицетворял собой самопожертвование выходца из богатой семьи. Во-вторых, он защищал ваххабизм. В-третьих, он оказывал услугу американцам, которые хотели противопоставить его иранцам. Многие состоятельные саудовцы даже видели в нем свой идеал! Уже потом США сделали ему рекламу и превратили в воплощение Зла. Сначала им был Насер, потом Каддафи. Фигура бен Ладена - из той же серии.
- На бен Ладена возложили ответственность за все теракты на планете. Не была ловушкой игра с "Аль-Каидой"?
- Чтобы США, держава континентального масштаба, могли существовать, нужна была "сильная тема". Бен Ладен прекрасно подходил для этой цели! Буш воспользовался концепцией угрозы, чтобы ему было с чем бороться. Потом США пошли еще дальше, начав войну в Ираке - намного более опасную, чем была война во Вьетнаме: последняя носила идеологический характер, но там на карту не были поставлены природные богатства. Война в Ираке была развязана идеологами. Никто ничего не хотел знать. Все исследования были выброшены в мусорное ведро. Пола Бремера в Багдаде окружали одни неоконсерваторы.
- Получается, США ринулись в бой сломя голову. Правильным ли было это решение с точки зрения задачи борьбы с терроризмом?
- Загвоздка в том, что абсолютно не была оценена опасность предпринятой экспедиции. Пентагон даже создал собственную разведывательную сеть, чтобы оправдать вторжение в Ирак и отмахнуться от рекомендаций ЦРУ и ФБР! Но сегодня во многом приходится усомниться. И американская администрация говорит себе: "Если бы мы знали, мы бы этого не сделали. Но поскольку мы не знали, мы все же это сделали".
- Может быть, этот неверный подход Запада к проблеме терроризма был вызван тем, что неформальному конгломерату движений был ошибочно придан слишком рациональный характер?
- Когда после холодной войны терроризм действительно вошел в силу, США еще проводили политику изоляционизма и не увидели грядущей угрозы. И потом, у терроризма имеются свои хитроумные приемы. Теракт 11 сентября организовал Халед Шейх Мухаммед, пакистанец по происхождению. Бен Ладен выделил на него 500 тыс. долларов, что не так уж много. Теракт в Париже на площади Сен-Мишель, произошедший в 1995 году, "стоил" всего 40 тыс. долларов.
- Что же тогда могут сделать США, чтобы эффективно бороться с терроризмом?
- Нужно полностью пересмотреть американскую политику на Ближнем Востоке. Нет оснований для уверенности, что это будет сделано, так как и у Джона Керри, и у Джорджа Буша советники практически одни и те же... Необходимо также активнее развивать международное сотрудничество. В свое время были оставлены без присмотра такие страны, как Судан, Йемен и Сьерра-Леоне, где деньги от нелегальной торговли алмазами шли на финансирование международного джихада. Американцы проглядели даже появление Исламского фронта спасения в Алжире в 80-е годы. Мы вступили в порочный круг. Вот только один пример, все с тем же Алжиром: до 11 сентября США вообще не интересовались политическим исламом в Северной Африке. Сегодня Вашингтон якшается с алжирскими генералами, но правильное ли это решение, еще не факт.
- В своей книге вы весьма пессимистично пишете, что терроризм никогда не будет искоренен полностью...
- Придется свыкнуться с известным уровнем терроризма. Впрочем, он всегда существовал. Многим демократическим обществам удалось с ним справиться, например, Германии и Италии, где в 70-80-е годы ультралевые проводили акции насилия, или Великобритании, где взрывала бомбы ИРА. Но в любом случае терроризм победить не удастся, пока не будет урегулирован ближневосточный конфликт. А американская политика в этом районе мира и смешна, и опасна. Даже аз-Завахири, правая рука бен Ладена, сказал: палестинский конфликт - это "наш лучший аргумент".
- В своей книге вы проводите параллель между мракобесием радикальных исламистов и мракобесием американских неоконсерваторов...
- Это интересный феномен. Истинный "мотор" Буша - это движение христианских интегристов юга США. Они уже 25 лет дружат с израильскими кабинетами, особенно правыми. Их подлинная цель - изменить американскую внутреннюю политику и даже такие государственные институты, как Верховный суд. Эти две формы религиозной нетерпимости тоже подливают масла в огонь.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях