Die Welt | 16 сентября 2004 г.
Энергетическая монополия - яд для российской экономики
Йенс Хартманн
С тех пор как в 2000 году Владимир Путин был избран президентом, он стремится усилить влияние Кремля на нефтегазовый сектор. Ведь эта ключевая отрасль приносит России 75% валютных поступлений и миллиардные прибыли. Сейчас своим решением о передаче государству контрольного пакета акций "Газпрома" Путин достиг важной промежуточной цели: теперь он может взяться за огосударствление большей части энергетического сектора.
При этом "Газпром" должен вырасти в энергетического монополиста. Нефть, газ, электроэнергия - это те сектора, где отныне должен преуспевать крупнейший в мире производитель природного газа. Приобретение нефтяного концерна "Роснефть" - это первый шаг. Следующим может стать установление контроля над ЮКОСом, крупнейшим производителем нефти в России.
"Газпром", гигант с крупнейшими в мире энергетическими резервами, тем самым становится еще больше. Это обрадует любого инвестора, пока цены на нефть и газ находятся на своей сегодняшней высоте. Но если они упадут, проблемой может стать, прежде всего, неудовлетворительный менеджмент и высокие издержки концерна.
Государство, забирая себе контрольный пакет акций "Газпрома", четко дает понять, за кем в отрасли остается последнее слово. Одновременно президент позволяет иностранным инвесторам вкладывать деньги в "Газпром" на тех же условиях, что и российским. Его посыл заключается в следующем: иностранные инвесторы желанны, для финансирования тяжелых проектов даже более чем желанны. Тем не менее они не имеют права претендовать на большой кусок пирога.
Монополизация энергетического сектора - это яд для российской экономики. Она приведет к неэффективности и параличу конкуренции. Заявление о том, что государственный комбинат под названием "Газпром" будет господствовать на российском нефтегазовом рынке, вызывает тревогу.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях