Le Monde | 16 сентября 2013 г.
Химическое разоружение Сирии - "уникальный случай в современной истории"
Родольф Барон
Бельгийский эксперт в области распространения и ликвидации химического оружия Жан-Паскаль Зандерс, директор НКО The Trench и бывший член Института исследований проблем безопасности при Европейском союзе, ответил на вопросы корреспондента Le Monde Родольфа Барона о том, как будет проходить уничтожение сирийского химического арсенала.
По словам ученого, химическое разоружение Сирии - уникальный случай в современной истории. "Мы еще никогда не занимались ликвидацией химического оружия в стране, охваченной войной, - приводит журналист слова Зандерса. - Нужно будет действовать поэтапно. Первым этапом станет полная опись имеющихся у Сирии веществ, затем, возможно, - присоединение к Конвенции о запрещении химического оружия (КХО) 1993 года".
Процесс можно было бы ускорить, если бы отравляющие вещества можно было вывезти из страны, однако на это рассчитывать не приходится: все соседние государства уже присоединились к КХО, а первая статья конвенции запрещает "прямо или косвенно передавать химическое оружие кому бы то ни было", объясняет специалист. В таком случае было бы неплохо использовать мобильные установки по утилизации химического оружия, имеющиеся в распоряжении США, Германии и Японии.
Многое зависит от того, в каком виде хранятся отравляющие вещества (ОВ), подчеркивает Зандерс. В Сирии они, скорее всего, хранятся в жидком виде, а не в виде боеприпасов, что упрощает процедуру ликвидации.
Дальнейший этап заключается в детоксикации ОВ и их последующем сжигании при высоких температурах. В случае если Сирия присоединится к КХО, уничтожение будет проходить под наблюдением инспекторов Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). По прогнозам эксперта, только на само сжигание может уйти до трех лет. Все зависит от того, сколько термических печей удастся задействовать.
Между тем Le Monde напоминает, что КХО была принята в 1993 году, а вступила в силу в 1997 году. В настоящее не подписали и не ратифицировали документ всего пять государств: Сирия, Северная Корея, Ангола, Египет и Южный Судан. Израиль и Бирма, в свою очередь, подписали, но не ратифицировали конвенцию. По состоянию на 31 июля 2013 года было уничтожено 81,10% мировых запасов ОВ и 57,32% химических боеприпасов. Большая часть неликвидированного химического оружия принадлежит России и США, сообщается в публикации.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях