Le Figaro | 17 августа 2005 г.
Палестинские группировки уже борются за власть
Адриен Жольм
В офисе Мухаммеда Дахлана по столам уже аккуратно разложены стопки роскошно изданных брошюр. Влиятельный палестинский министр по социальным вопросам сделал возвращение территорий сектора Газа, отведенных под еврейские поселения, своим личным делом. В проспектах, изданных его комитетом, можно узнать об амбициозных планах по освоению этих новых земель.
"Площадь поселений составляет более одной пятой площади сектора Газа", - поясняет Диана Бутту, глава канцелярии Дахлана. "Эти участки принадлежат всему палестинскому народу. Мы намерены создавать там коллективные инфраструктуры - школы, университет, больницу и туристические объекты, а также то, что жизненно необходимо для этой анклавной территории - зеленые зоны!" - говорит она.
Но за несколько дней до начала эвакуации последних, самых упрямых поселенцев палестинцам все еще приходится вести нелегкие переговоры с израильтянами об условиях ухода и будущих отношений между сектором Газа и внешним миром. Ежедневно под эгидой американцев израильско-палестинская координационная комиссия пытается примирить заботы израильтян о безопасности с надеждой палестинцев на ослабление тисков, в которых задыхается сектор Газа.
"Когда поселения будут переданы, главным вопросом станет вопрос о передвижении имущества и людей. Ибо если колонизация в Газе прекращается, оккупация остается. И если доступ на территорию не будет облегчен, уход поселенцев мало что изменит: Газа так и останется огромной тюрьмой под открытым небом", - продолжает Диана Бутту.
Окруженный забором со времени первой волны палестинских самоубийственных терактов середины 90-х годов, сектор Газа за последние годы лишился и транспортных связей с внешним миром. Сегодня в Газе имеются лишь три пропускных пункта, строго контролируемые израильтянами. Эрец (на севере) связывает сектор с Израилем, Рафах (на юге) - с Египтом. Третий пропускной пункт, Карни (на востоке), предназначен для товаров, которые приходится разгружать и снова загружать: иногда это занимает так много времени, что цены на перевозки резко взлетают вверх. "Мы потребовали упрощения этой процедуры", - продолжает Диана Бутту.
Палестинцы требуют также коридора между Газой и Западным берегом - двумя палестинскими территориями, которые с 2000 года остаются практически отрезанными друг от друга. "Израильтяне дали принципиальное согласие, но мы не знаем деталей. Мы также хотим возобновить строительство порта, прерванное в 2000 году, и снова открыть аэропорт", - говорит она.
Переговоры идут и на предмет сноса домов поселенцев. "Эти дома, рассчитанные на несколько тысяч поселенцев, не представляют для нас никакого интереса. Мы попросили израильтян заняться их сносом. Фермы поселенцев, предназначенные для выращивания биологически чистой сельхозпродукции - в значительной мере дотационной и рассчитанной на экспорт - также нас не интересуют. Мы просим израильтян взять их снос и вывоз мусора на себя".
Возвращение земель поселенцев представляет для палестинцев значительный финансовый и политический интерес. И то, что этим вопросом занимается Дахлан, не нравится остальным фракциям. Старая гвардия "Фатха" боится окончательно потерять власть, которой она и так в значительной мере лишилась с избранием Махмуда Аббаса главой палестинской администрации.
В Газе, где политическое влияние измеряется количеством вооруженных людей и где многочисленные службы безопасности ведут между собой борьбу за снаряжение, машины и финансирование, эта "старая гвардия", которую возглавляет из Туниса Абу Лоттоф (один из исторических лидеров "Фатха"), развернула кампанию по набору молодежи в "народную армию", призванную составить конкуренцию дахлановской Службе превентивной безопасности.
Исламистским партиям "Хамас" и "Исламский джихад" также не нравится, что Дахлан тянет одеяло на себя. "Ухода израильтян удалось добиться благодаря действиям Сопротивления, - заявляет Сами Абу Зухри, один из главных представителей "Хамаса". - Насколько я знаю, переговоров не было".
"Эти земли принадлежат всему палестинскому народу. Мы пытались создать комитет из представителей всех политических объединений, чтобы проконтролировать судьбу освобождаемых земель, но наша попытка провалилась", - продолжает представитель "Хамаса". И предупреждает: "Если Палестинская администрация будет продолжать контролировать эвакуацию в одиночку, мы будем протестовать против всех ошибок, которые она может допустить. В частности, если земли будут украдены у народа, окажутся в частных руках или достанутся людям, близким к администрации, мы на это отреагируем".
Он также утверждает, что "сопротивление", каковым именуют себя исламистские партии, оставляет за собой право возобновить "операции" - то есть самоубийственные теракты и обстрелы Израиля ракетами кустарного производства, - если израильтяне не уйдут из всех поселений. Задача Дахлана, который делает ставку на диалог с Израилем, не только амбициозна. Она еще и сопряжена с риском.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях