La Stampa | 17 июля 2002 г.
От камикадзе к группам боевиков
Редакция
Динамика палестинского терроризма стала загадочной, непредсказуемой. На этот раз для расправы над подростками были задействованы значительные силы: вместо ставшего уже привычным теракта с камикадзе была проведена операция в стиле (и, вероятно, при содействии) "Хезболлах". Все организации, от "Фатх" до "Хамас", пустили в ход, что имели, чтобы преодолеть натиск израильской армии, которой, несмотря ни на что, удалось в эти дни предотвратить осуществление многих терактов. С политической точки зрения, в настоящее время происходят непонятные вещи: терроризм, с камикадзе или без, не дал ожидаемых результатов, если не считать внутренней логики священной войны, где война против врага, который является и врагом Аллаха, сама по себе является ценностью, мученики и боевики считаются святыми. Арафат на протяжении длительного времени воспринимался как жесткий, но разумный политик, палестинское общество - как самое современное общество среди многих восточных стран. Теракты способствовали изменению точки зрения мирового сообщества и рискуют свести к минимуму значение дела палестинского народа. Сегодня теракты возобновились, несмотря на провал стратегии, направленной на то, чтобы поставить Израиль на колени и заставить мировое сообщество поддерживать дело палестинского народа. Власть Арафата агонизирует. Пока неизвестно, будет ли Арафат выставлять свою кандидатуру на гипотетических, объявленных им самим выборах 2003 года, или же ему будет отведена на них лишь почетная роль. Салех Абдель Джаавад, глава департамента политологии и истории университета Bir Zeit, утверждает, что никогда раньше "раис" не оказывался в такой сложной ситуации: "Вы, жители западных стран, довольствуетесь 50,1%, но Арафат, являющийся символом нашей борьбы за свободу, хочет большего". Одним из важных для него условий было то, чтобы Буш вынудил Шарона предоставить ему экономическую передышку, чтобы население, хотя бы ненадолго забыло о коррумпированности политического класса и у него появилась бы надежда на лучшее будущее. Принимая во внимание то, что с 20 июня до вчерашнего дня не было совершено ни одного теракта - трагический, но важный рекорд для Израиля, - Арафат смог добиться определенных результатов: "квартет" говорит только лишь о нем, о его будущем, о его реформах. Но с палестинской стороны вновь раздаются разрывы бомб, вновь в разделе хроники появляются фотографии вооруженных до зубов детей, по ТВ показывают клипы, восхваляющие мучеников. Можно ли остановить все это? Почему так происходит? Откуда исходит это охватившее все общество желание смерти? Ноа Саламех, активистка палестинского движения за диалог, несколько дней назад разговаривая со своей 12-летней дочерью, узнала о том, что девочка хочет стать террористкой-самоубийцей. Дочь также рассказала, что "в школе все говорят о Айят Ахрас, 17-летней террористке-камикадзе, которая в супермаркете в Иерусалиме убила двух и ранила 28 израильтян. "Она героиня всех моих друзей. Члены ее организации из "Бригад мучеников Аль-Аксы" часто приходят, чтобы с нами поговорить. Она и моя героиня". Кровная месть, патриотизм, ярость в основе культуры, которая, как сказал один из боевиков "Хамас" израильскому журналисту" учит нас любить смерть так же, как жизнь, делают нас сильными". Неразвитые социальные отношения, культура, пронизанная религией, юношеский психоз, подогреваемый максималистским и авторитарным руководством приводят к тому, что 50,1% палестинцев видят в интифаде путь к "освобождению всей Палестины", в то время как 42,8% уверены, что она должна "положить конец израильской оккупации".
По мнению политолога с Западного берега реки Иордан Али Джарбави, если эти 42% разочаруются в своих ожиданиях,"они повернуться к экстремизму". Но экстремизм - это нечто отличающееся от лихорадочного убийства женщин и детей, от волны терроризма. Объяснения, которые дают сами палестинцы, можно назвать простыми и сложными одновременно. По мнению одного психолога из Рефаха, "с началом интифады, когда в семьях начался траур, народ пытался найти выход в вендетте. К этому прибавилась тяга к религии: все больше женщин стали носить платки, все больше мужчин стали молиться по пять раз в день. Религия, как всегда это было в истории, стала защитой для бедных". Но религия стала и инструментом нападения: "Молодые люди - сказал другой психолог, доктор Мзеини, бывший в свое время членом "Хамас", - воображают, что они обречены на смерть, после того как они увидели, что происходит с их родственниками и друзьями". Многие утверждают, что палестинцы идут на террористические акты от отчаяния. Боевики, прежде всего "Хамас", отвечают на это решительным "нет". По их словам, теракты имеют под собой политическую и религиозную основу и не зависят от социальных условий. Конечно, добавим мы, крайне негативную роль играют десятки тысяч долларов, поступающих как от Саудовской Аравии, так и от режима Саддама Хусейна (25 тысяч долларов каждой семье террориста). По словам Мзеини, важную роль играют и обещания райской жизни девственницам-мученицам, принимая во внимание условия жизни женщин в ближневосточных странах. Саламех говорит: "Пора покончить с коррупцией. Пора положить конец борьбе с Израилем". Мученики Аль-Аксы никуда не делись, а Буш тем временем продолжает говорить о необходимости того, чтобы Арафат реформировал Автономию.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях