Статьи по дате

Libération | 17 апреля 2000 г.

Сопротивляясь Большому русскому брату

Вероник Суле

Бывший КГБ настаивает на необходимости установления тесного сотрудничестве с фирмами, обеспечивающими доступ в Интернет. Упорно сопротивляется этому требованию лишь компания "Байярд-Славия Коммьюникейшнз" (БСК), отмечает французская газета.

Инспекторские проверки представителей санитарно-эпидемиологического надзора, противопожарной и налоговой служб, прерывание спутниковой связи - Наиль Мурзаханов, 34 года, глава фирмы-провайдера в Волгограде, испытал на себе все виды давления со стороны "органов". Причина в том, что он отказывается сотрудничать с российскими секретными службами.

Президент компании БСК Мурзаханов является единственным провайдером, пытающимся противостоять стремлению ФСБ осуществлять наблюдение за потоком электронных сообщений в российской сети Интернет. Различные правозащитные организации, такие как "Гласность" в Москве или "Citizens Watch" в Санкт-Петербурге, объединили свою усилия, выступая против опасности нарушения личных свобод граждан. Все остальные провайдеры, всего около 400 фирм, хранят молчание. Вероятнее всего, они хотят договориться с ФСБ и министерством связи, от которого зависит получение лицензии. "Они требуют от всех подписания "плана" сотрудничества, в котором указывается на необходимость сохранения секретности, - объясняет Мурзаханов в ходе телефонного разговора из Волгограда с корреспондентом "Либерасьон". - Что касается меня, то я отказался и поэтому могу говорить".

В июле 1998 года, в обстановке повышенной секретности, ФСБ и Комитет по средствам связи приняли секретное распоряжение, названное Сорм-2 (Оперативная система мер расследования). Речь идет о документе, аналогичном Сорм-1, который действовал с 1995 года и предоставлял ФСБ право контроля над всеми традиционными средствами связи: телефонами, телексами, факсами, мобильными телефонами, пейджерами и т.д. Сорм-2 расширяет полномочия ФСБ и предоставляет право контроля за Интернет. Текст этого документа никогда не публиковался. Принимая во внимание тот факт, что речь идет не о законе, который должен получить одобрение парламента, а лишь о распоряжении, для его вступления в силу требовалось лишь согласие министерства юстиции. Тем не менее, текст этого распоряжения был помещен в сайте Интернет, посвященном теме свобод (www.libertarium.ru).

Провайдеры должны приобрести аппаратуру для перехвата в реальном времени сообщений своих клиентов. Очень часто это "черный ящик", устанавливаемый в офисах провайдеров. Он оборудуется специальной высокоскоростной связью с местным управлением ФСБ. Официально "силовые структуры" объясняют это необходимостью борьбы с преступностью и педофилией, уклонением от налогов. Защитники этой системы настаивают на том, что Сорм - аналог американской системы "Эшелон". Но защитники прав человека достаточно пессимистично настроены в отношении этой системы, принимая во внимание прошлую деятельность ФСБ. "Проблема заключается не в контроле, - говорит представитель "Citizens Watch" Юрий Вдовин, - государство должно бороться с преступностью. Но не в ущерб соблюдению права на частную жизнь. С применением системы Сорм гражданин лишен какой-либо гарантии от произвола со стороны спецслужб". ФСБ, отмечает автор статьи, и без того осуществляет регулярное прослушивание телефонных разговоров, не имея на то разрешения органов правосудия. "Они никогда не имели на это санкций", - подчеркивает Вдовин.

Неприятности БСК, основанной восемью акционерами, начались через шесть месяцев после ее основания в 1998 году. Совет компании отказывается от "плана", навязываемого ФСБ, полагая, что положения этого документа нарушают основные свободы, гарантируемые Конституцией, и Закон о средствах связи. Конечно, так же, как и все провайдеры, БСК получила лицензию Комитета по средствам связи, в которой говорится о том, что фирма обязуется сотрудничать с "силовыми структурами", если ей будет представлено соответствующее решение органов правосудия. Однако предлагаемый "план" идет гораздо дальше: провайдер должен представить список клиентов с указанием их паролей и за свой счет установить связь с информационной системой местного ФСБ.

"ФСБ возносится над всеми", - заявляет Мурзаханов, назначенный директором в марте 1999 года после того, как его предшественник уступил под нажимом спецслужб. Мурзаханов стал объектом непрямого давления. В июле 1999 года была прервана линия связи БСК со спутником. Московская фирма, предоставившая БСК канал связи, внезапно обнаружила "нарушения" в некоторых статьях контракта. Имея около 1200 клиентов, БСК является одной из трех крупнейших провайдерских компаний Волгограда. "Наши клиенты не предали нас, - говорит Мурзаханов, - они солидарны с нами в нашей борьбе".

БСК подала две жалобы в прокуратуры Москвы и Волгограда на министерство связи, которое хотело отозвать лицензию. Возглавляемое одним из близких соратников президента Владимира Путина, министерство прекратило свои угрозы. Это можно считать победой Мурзаханова и защитников прав человека, которые рассчитывают дойти до Конституционного суда с целью "установления цивилизованных правил игры". "Мы полностью частная компания, и государство должно понять, что не имеет права совать нос в наши дела, - говорит Мурзаханов. - Я не хочу, чтобы мои дети стали рабами, как в 30-е годы".

Источник: Libération


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru