La Repubblica | 17 апреля 2003 г.
ЛСД: 60 лет легендарному наркотику, радикально изменившему американскую культуру 60-70 годов
Джанлука Монастра
Все началось с капли, упавшей на палец. 16 апреля 1943 года. В Базеле швейцарский химик Альберт Хофманн в лаборатории фармацевтической фирмы Sandoz, работая над созданием нового лекарства, проводил опыты со спорыньей, грибом, паразитирующем на ржи. Он хотел создать новое кардиотоническое (стимулирующее деятельность сердца) средство, а открыл ЛСД. Наркотик, изменивший культуру США в 60-70 годах. Капля только что синтезированной диэтиламид лизергиновой кислоты упала на палец, и ученый "улетел" в измерение, которое через 20 лет превратилось цель и манифест психоделической революции. "Мир неожиданно стал чувствительным, внешний мир трансформировался, как сон. Если глаза были закрыты, то я погружался в поток фантастических видений". То, что Хофманн увидел случайно, многие пытались повторить, чтобы стимулировать свою творческую деятельность, забыть о реальности и вспомнить сны. Прошло 60 лет. ЛСД стал историей, балансирующей между поощрением и репрессиями, истиной и мифами, как галлюциногенные марки, которые, как кажется, есть на рынке, но не поступает сообщений об их изъятии.
ЛСД родился как препарат, который должен был помочь алкоголикам забыть о бутылке, а больным раком изменить отношение к смерти, но затем он превратился в совершенно иное. В 50-е годы о нем узнали ЦРУ и КГБ, а в Соединенных Штатах начались исследования в госпиталях и университетах. Тысячи людей стали приходить в лаборатории, чтобы испытать действие и возможности этой субстанции. Среди них был и молодой человек из Флориды, который подписывался в лабораторных листах под псевдонимами Фред Ницше и Арт Шопенгауэр. Этим молодым человеком был Джим Моррисон, солист группы Doors.
Общество узнало об ЛСД, и система затрепетала. Этот препарат стал кратчайшим путем к обретению мистического опыта, и его применение стало рассматриваться как опасность. Профессор Гарвардского университета Тимоти Лири объявил политику экстаза и написал первые страницы истории битников, разочарованного поколения. Последовавшая за этим реакция подрезала крылья новым движениям, психоделической революции. Стоп, конец, все меняется. Sandoz прекратила продажу препарата, и в 1967 году ЛСД был запрещен. Начала действовать запретительная система, и была развернута кампания по "демонизации" наркотика. Эта война растянулась на десятилетия и наложила на ЛСД печать легенды, которой он так и остался.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях