Статьи по дате

The Washington Post | 17 апреля 2007 г.

Два протеста, один признак надежды

Энн Эпплбаум

А теперь, мои внимательные читатели, настало время для небольшого экзамена. Дано: две демонстрации, представляющие два политических движения, проходившие в двух соседних странах. Вопрос: какую из них поклонники "демократизации" должны приветствовать громче?

Пример номер 1: демонстрация проходила в Москве в субботу. А именно, на Пушкинской площади, легендарном месте диссидентских выступлений советской эпохи. 2-3 тыс. человек пришли, чтобы выразить свой протест Кремлю, и были встречены 9-тысячной армией вооруженных дубинками омоновцев. Около 200 человек были арестованы, в том числе Гарри Каспаров, экс-чемпион мира по шахматам, названный на страницах российской газеты "Правда" "политической пешкой, продавшей душу предателям, замышляющим уничтожить Россию". Позднее Каспарову вменили в вину "выкрикивания антиправительственных лозунгов в большой группе людей".

Пример номер 2: эта демонстрация началась в Киеве несколькими днями раньше и до сих пор продолжается. Если быть точнее, она проходит на майдане, также известном как площадь Независимости, легендарном месте "оранжевой революции" 2004 года. В этот раз организаторами выступают "антиоранжевые", проросссийская "Партия регионов". Их цель - не допустить, чтобы президент Украины Виктор Ющенко созвал новые выборы. На пике своего выступления на прошлой неделе организаторы собирали от 35 до 70 тысяч демонстрантов - в зависимости от того, чьи подсчеты вам больше нравятся. ОМОН их не атаковал. Арестованных не было.

Итак, надо сказать, что оценка достоинств этих двух демонстраций сопряжена с определенными, связанными с их природой, трудностями, особенно если, как это любим делать мы, американцы, вы пытаетесь определить, где здесь плохие парни, а где хорошие. Ведь, с одной стороны, российские демонстранты, как они сами говорят, действительно выходят на улицы для борьбы за свободу слова, прессы и собраний; они действительно противостоят растущему авторитаризму президента Владимира Путина; они действительно выражают свое возмущение практически полным уничтожением оппозиции в период его правления. Правда и то, что в их рядах есть хорошо известные и обладающие огромными связями люди, прекрасно владеющие английским языком. И еще то, что в России они пользуются крайне слабой поддержкой, частично из-за того, что в российской прессе их изображают, как это сделала газета "Известия", крохотной кучкой недовольных, вероятно, получающих деньги из-за рубежа, намеренно провоцирующей драки с мирными властями.

Киевские демонстранты, напротив, протестуют против прозападного курса страны, возражают против сближения Украины с НАТО и ЕС и в целом хотят возвращения тех дней, когда их страна была "клиентом" России. Большинство их сторонников - провинциальные жители без каких-либо связей и, скорее всего, не знающие английского. В их рядах нет ни одного чемпиона мира по шахматам. Тем не менее, они пользуются обширной народной поддержкой: хотя может показаться, что их демонстрация далеко не такая веселая, как "оранжевая революция" - один из обозревателей описал демонстрантов как "колонны молчаливых плохо одетых людей, преимущественно молодых мужчин, шагающих под голубыми флагами", - но их лидер Виктор Янукович является законно избранным премьер-министром страны, и они действительно за него проголосовали на демократических выборах.

Это непростой выбор. Я понимаю, интуитивно хочется верить, что перед российской демократией открываются более яркие перспективы. Российские оппозиционеры отважны, их цели достойны восхищения, их лидеры и методы хорошо известны. К сожалению, протесты оппозиции не являются доказательством демократизации, а скорее свидетельствуют о ее отсутствии. Правда в том, что российские власти путем цензуры, запугивания и даже убийств практически уничтожили в стране подлинные политические дебаты. Реакция полиции на субботнюю демонстрацию в Москве живо иллюстрирует, что даже небольшие группы людей, желающие выступить с каким-то публичным заявлением, отличным от политики власти, должны быть готовы столкнуться с насилием.

С другой стороны, Украина, которая часто подвергалась суровой критике за политическую неорганизованность и беспомощность, хотя и медленно, но трансформируется в государство, где люди по крайней мере могут выбирать из двух понятных политических вариантов в ходе более или менее открытых дебатов. Решение президента Ющенко о назначении повторных выборов, конечно, весьма неоднозначно. Однако его в данный момент рассматривает Конституционный суд Украины, и все стороны выразили готовность подчиниться решению суда. Призыв премьер-министра Януковича к проведению акции протеста на площади представлял собой политический трюк. Однако это трюк законный, ненасильственный, и у каждого есть право прибегнуть к такой уловке.

Иными словами, если говорить предельно просто, используя всем понятный язык, то грубая правда заключается в следующем: Украина, при всех своих многочисленных недостатках, является свободной страной, в которой антидемократические силы имеют возможность выражать протест путем демонстраций. Россия остается авторитарной страной, в которой представителей демократических сил избивают и заключают под стражу.

Лично я желаю России удачи, но в данный момент я громко приветствую Украину.

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru