The Christian Science Monitor | 17 августа 2005 г.
Россия и Китай играют мускулами
Фред Уэйр
Общий страх перед беспорядками в регионе заставляет забыть о разногласиях
В четверг Россия и Китай начинают совместные военные учения, впервые добавив военный мотив в развивающееся партнерство, в чем некоторые эксперты видят отказ от старых стратегических истин на всей территории от Тайваньского пролива до Центральной Азии.
Недельные маневры у побережья Тихого океана многим представляются поддержкой, которую Москва оказывает попыткам Китая предупредить США против вмешательства в любой будущий кризис вокруг Тайваня. Но подготовка к потенциальной нестабильности в Центральной Азии тоже принимается в расчет.
В июле президент России Владимир Путин и президент Китая Ху Цзиньтао пообещали сотрудничать, чтобы подготовить свои вооруженные силы к борьбе с новыми "вызовами и угрозами" - экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом.
На мысли о том, что военные учения являются частью более широкой программы, наводит присутствие министров обороны стран Шанхайской организации сотрудничества, куда входят Россия, Китай, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Казахстан. Некоторые аналитики полагают, что Москва и Пекин надеются превратить ШОС в альянс, подобный НАТО, для поддержания порядка во все более беспокойных соседних государствах. "Общие беспокойства по поводу безопасности на Дальнем Востоке и в Центральной Азии заставляют Россию и Китай теснее сотрудничать в этой сфере, - говорит Сергей Лисянин, эксперт из Института международных отношений, готовящего российских дипломатов. - Они впервые совместно играют военными мускулами, и, на мой взгляд, в будущем можно ожидать гораздо большего".
В ходе учений "Миссия мира - 2005" объединенные российские и китайские силы должны восстановить порядок в воображаемой стране, "на территории которой происходят беспорядки на этнической почве и конфронтация разных сил", заявил российский генерал Владимир Мольтенской. Высадка морской пехоты и воздушного десанта на китайском полуострове Шандун будет сопровождаться противолодочными маневрами и запуском крылатых ракет с российских бомбардировщиков Ту-95.
Независимый военный аналитик Александр Гольц утверждает, что главная цель России - продемонстрировать Ту-95 и сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22M Пекину, который в прошлом году закупил российского оружия на сумму 2 млрд долларов. Российские производители уже продали истребители Су-30, подводные лодки класса Kilo, системы ПВО A-300 и другие вооружения советских времен, но они не могут предложить китайцам почти ничего нового.
Хотя бомбардировщикам обоих типов не меньше 40 лет, их приобретение даст Пекину стратегическую опору, которой он пока не имеет. "В какой-то мере это маркетинг, расширение нашей торговли оружием, а не поддержка тайваньской политики Китая, - говорит Гольц. - Нет сомнений в том, что в случае реального тайваньского кризиса Россия будет держаться в стороне".
Россия и Китай, которые вели пограничную войну в 1960-е годы и не имели практически никаких отношений до распада СССР, прошли длинный путь. Сегодня Россия является для Китая главным поставщиком современных вооружений, ядерных технологий и энергоносителей. Объем торговли между двумя странами в прошлом году вырос до 20 млрд долларов и предполагается, что он достигнет 60 млрд долларов к 2010 году.
Помимо представителей шести стран ШОС, на учениях будут присутствовать представители стран, которые ШОС обхаживает как потенциальных членов - Индии, Монголии, Пакистана и Ирана. "Опасная ситуация в Центральной Азии заставляет Россию и Китай преодолеть взаимную подозрительность и сотрудничать, - говорит директор московского независимого Центра стратегических и политических исследований Виталий Наумкин. - ШОС становится главным инструментом стратегического сотрудничества".
В марте молниеносная революция свергла президента Киргизии Аскара Акаева. В мае президент Узбекистана Ислам Каримов подавил мятеж, якобы устроенный исламскими экстремистами, убив около 1 тыс. человек. Беспорядки встревожили Москву и Пекин, которые имеют значительный процент мусульманского населения, предположительно уязвимого перед исламистской и сепаратистской идеологиями.
В Центральной Азии китайско-российское согласие представляет угрозу американскому влиянию. В начале июля саммит ШОС потребовал от США разработать график вывода военных баз из региона - из Манаса в Киргизии и Карши-Ханабада в Узбекистане, - развернутых с согласия России после терактов 11 сентября. "Когда США вошли в Афганистан, чтобы разгромить "Аль-Каиду" и "Талибан", Россия и Китай считали это желательным, - говорит Лисянин. - Но похоже, что американцы планируют остаться навсегда. С точки зрения Москвы и Пекина, США являются частью центрально-азиатской проблемы, поощряя там революции".
В июле Каримов дал США срок до конца года, чтобы уйти из Хашабада. Но во время визита в регион министр обороны Дональд Рамсфельд убедил руководство Киргизии позволить США оставить 1 тыс. военнослужащих и самолеты в Манасе на неопределенный срок. За использование базы Вашингтон ежегодно платит около 50 млн долларов, что составляет примерно 5% ВВП Киргизии.
Россия между тем объявила, что вдвое увеличит свою авиабазу в киргизском Канте, откроет новый разведывательный центр в Таджикистане, а осенью проведет совместные военные учения с армией Узбекистана. Вице-премьер Киргизии недавно заявил, что создание китайской военной базы в этой стране обсуждается на самом высоком уровне.
"Мы видим стратегический сдвиг, который, если он продолжится, изменит всю картину в Евразии, - говорит Лисянин. - У России и Китая много общего. Это не только нефть и оружие, это одинаковое представление о том, каким должен быть региональный и мировой порядок".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях