Libération | 17 августа 2005 г.
Национал-большевики выступают за революцию в России
Лорен Милло
Старое обшарпанное здание на юге Москвы, комната, украшенная портретами Ленина и Сталина: каждый понедельник по вечерам здесь в условиях, близких к конспиративным, проходят собрания "национал-большевиков". Специализирующаяся на громких акциях, таких, как забрасывание майонезом и прочими продуктами питания тех, кого она клеймит позором, Национал-большевистская партия (НБП), основанная писателем Эдуардом Лимоновым, была изгнана из своей московской штаб-квартиры, а в июне даже запрещена по вердикту одного из московских судов. Однако вчера Верховный суд РФ отменил это решение, что позволяет самым шумным из российских оппозиционеров продолжить борьбу против "путинского режима".
Начало августа. В помещении, предоставленном НБП компартией, около полусотни молодых активистов - коротко подстриженных, с накаченными бицепсами, в татуировках и пирсинге, внимают старику Лимонову (сегодня ему 62 года). "Готовьтесь", - призывает писатель, который долгое время жил во Франции, но уже не решается приехать туда - как говорит он сам, из опасения, что ему не позволят вернуться в Россию. "Возможно, репрессии против нас усилятся. Но вы знаете: мы ничего не боимся!"
Писатель-солдат
Исповедующая смесь ультранационализма и ностальгии по коммунизму, НБП признает свой "эклектичный" характер. Держится она в основном на личности Эдуарда Лимонова - писателя-солдата, высланного из СССР в 1974 году, жившего в США и во Франции, в начале 90-х годов повоевавшего на стороне боснийских сербов и вернувшегося в Россию, где он уже провел в тюрьме два года, но не устал от политической борьбы. "Политика - это моя страсть", - говорит он. Человек блестящего ума, готовый на все, он покоряет сегодня российскую молодежь, которая питает отвращение как к лживости власти, так и к уступчивости либеральной оппозиции.
"В феврале в партии было 17 тысяч членов, сегодня их уже 22 тысячи, - говорит Лимонов. - Чем больше нас преследуют, тем больше людей мы принимаем в свои ряды. Это черта нашего национального менталитета: русские любят сталкиваться с государством". В феврале были арестованы 39 молодых членов НБП, на несколько часов захвативших здание президентской администрации в Москве. Сегодня их могут посадить на пять лет за "массовые беспорядки". "Этих ребят преследуют за преступление, тогда как они всего лишь отправились туда, откуда можно было обратиться к государству", - говорит писатель, довольный этим доказательством "жестокости" "полицейского государства". "Россияне видят, что мы боремся, и чем больше мы страдаем, тем больше они нас поддерживают", - подтверждает 24-летний Александр, жена которого находится в заключении с февраля. "В тюрьме тяжело, - соглашается он. - Но она знает, что это нужно для блага нашей страны. Она не теряет духа".
В этот понедельник под портретом "генералиссимуса" Сталина 28-летний Сергей получает партбилет и клянется в верности партии, вытянув сжатый кулак: "Да, смерть!" "Я сыт по горло тем, что творится в нашей стране, - объясняет он свой поступок. - У меня два высших образования - я агроном и учитель биологии. А мне предлагают трудиться за 2 тысячи рублей! Мне приходится работать садовником у новых русских за 10-12 тысяч в месяц. Если я вступил в Национал-большевистскую партию, то это потому, что хочу, чтобы у нас было социалистическое общество, с гарантией высокой квалификации для молодых и пенсий для стариков".
Бойкот
"Нацболы" могут стать "авангардом оранжевой революции в России", аналогом той, что смела в декабре прошлого года прежний режим на Украине, утверждает сегодня Лимонов. "Пример революций в соседних странах греет нам сердце", - поясняет писатель, который, тем не менее, перед своими активистами показывается в черной майке с надписью "Украина без Ющенко" (в глазах национал-большевиков новый украинский президент, герой оранжевой революции, является слишком прозападной фигурой). "Я не поклонник Ющенко, - поясняет Лимонов. - Но это была настоящая народная революция". Умеренные либералы подозревают, что НБП, раздираемая противоречиями и слишком радикальная, чтобы к ней можно было относиться всерьез, в конечном счете представляет собой оппозицию, удобную для Путина. "Подождите и увидите", - отвечает Лимонов, который уже сегодня призывает к бойкоту парламентских выборов 2007 года и обещает к этому времени провести ряд новых громких акций.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях