Handelsblatt | 17 августа 2009 г.
Россия: окончание эпохи бума
Ульф Зоммер, Йоахим Хоффер, Кристине Вайсенборн, Вольфганг Гиллманн
Вслед за мировыми ценами на углеводороды рухнула и российская экономика, пишет Handelsblatt, добавляя, что только в первом квартале текущего года ВВП страны сократился на 10%. Это не могло не сказаться на прибыли немецких компаний, открывших свои представительства в России, отмечает издание.
"Вперед, в Россию!" - под таким девизом после падения "железного занавеса" иностранные инвесторы устремились на Восток. Долгое время Россия получала стабильный доход от растущих цен на сырье и прежде всего на нефть. Рост благосостояния подстегнул спрос, а вместе с тем - объем инвестиций иностранных компаний. "В особенности немецкие компании с головой ринулись в открывшиеся возможности и стали активно утолять потребности россиян, изголодавшихся по качественной промышленной продукции и товарам первой необходимости", - продолжают авторы публикации. Однако в этом году российская экономика испытывает на себе негативные последствия кризиса и в отличие от растущих экономик Китая или Бразилии, практически преодолевших кризис, продолжает скатываться в рецессию.
Виной всему, отмечают авторы, стойкая зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей, цена на которые обрушилась более чем наполовину. Многие компании отрасли потеряли до трех четвертей своей стоимости, а инвесторы стали уводить из страны свой капитал, в результате чего под жестким давлением оказался рубль.
Нисходящая спираль коснулась российских компаний, которые имели задолженности по кредитам в рублях и евро, а также потребителей, которые теперь не могут позволить себе дорогой западной продукции.
Кризис конъюнктуры и падение курса рубля, продолжает издание, ощутили на себе и немецкие компании, обосновавшиеся в России. Примером тому может служить концерн Metro, который вынужден констатировать сокращение привычного оборота и прибыли.
Даже избалованный успехом энергетический гигант Eon не смог увернуться от удара. До сих пор не окупилось долгожданное приобретение сибирской генерирующей компании ОГК-4, которое обошлось немецкому концерну в 4,6 млрд евро.
В настоящее время, продолжает издание, в России терпят убытки и представители отрасли, производящей спортивную одежду и обувь, такие как Adidas, Nike или Puma. По словам главы Adidas Герберта Хайнера, чистая прибыль компании в первом полугодии 2009 года сократилась почти на 120 млн евро.
Тем не менее, отмечают представители отрасли, Россия обладает слишком мощным потенциалом роста, чтобы прекращать сегодня экспансию.
Несмотря на спад в экономике и падение национальной валюты, говорится в статье, Россия остается в фокусе западных представителей розничной торговли. Помимо этого, отмечают авторы, по сравнению даже с восточноевропейскими российские сети розничной торговли по своему развитию оставляют желать лучшего. Развитие западных сетей демонстрирует потенциал на будущее, несмотря на то, что уже представленные на российском рынке Auchan, Ikea, Obi или тот же Metro ослабели в результате кризиса. Многие европейские представители сетевой торговли уже положили глаз на российские сети, такие как "Седьмой континент" или "Мосмарт".
Как отмечают далее авторы, долгое время Россия была для немецкой машиностроительной отрасли одним из важнейших рынков - теперь кризис ощущается и здесь. Еще в прошлом году немецкие производители поставляли в Россию продукцию на 8 млрд евро- спросом пользовали преимущественно строительная и сельскохозяйственная техника, механизмы для пищевой промышленности и упаковочные станки. Однако теперь возникли трудности с финансированием, что сыграло на руку китайским конкурентам, которые могут предложить продукцию дешевле, пишет издание.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях