Foreign Policy | 17 августа 2011 г.
Свет, камера, Грузия
Джошуа Китинг
Корреспондент Foreign Policy Джошуа Китинг побывал на американском показе фильма "Пять дней войны" - о российско-грузинской войне 2008 года. Как отмечает журналист, внимание к картине в основном сфокусировано на его финансировании - главным спонсором выступает грузинский депутат и магнат-золотодобытчик, а также грузинская армия - и о странном выборе режиссера, Реми Харлина, прославившегося скорее снятыми им боевиками "Крепкий орешек-2" и "Скалолаз", чем политическими драмами.
Китинг пишет, что "это прогрузинский, антироссийский фильм, не претендующий ни на что иное", и ставит под сомнение его способность привлечь внимание международной общественности к теме конфликта. В центре сюжета - история американского тележурналиста Томаса Андерса. Сначала он попадает в засаду во время иракской войны (здесь фильм делает акцент на участии грузинских войск в иракской войне), а через несколько лет оказывается на Северном Кавказе, где ситуация накаляется из-за угрозы России захватить своих соседей. Андерс вместе с британским оператором Себастьяном прилетает в Тбилиси (здесь зрителю предлагается подбор кадров в стиле фильмов о путешествиях, показывающих красоту грузинских пейзажей и людей), а затем едет в Южную Осетию, где попадает в центр борьбы, спасает прекрасную грузинскую студентку и становится свидетелем бойни, устроенной в грузинской деревне нерегулярными российскими войсками под командованием демонического казака. Вторая часть фильма представляет собой парад героев дня, пытающихся привлечь внимание мира к стране, погружающейся в кровавую баню. Ненадолго в кадре появляется Вэл Килмер, чей персонаж - военный корреспондент-алкоголик, изрекающий фразы вроде: "Война - это беззубая старая шлюха". Время от времени в повествование вклиниваются сцены с участием грузинского президента Михаила Саакашвили (которого играет Энди Гарсия), тщетно пытающегося убедить международное сообщество вмешаться в конфликт.
По мнению автора рецензии, тон фильма не выдержан, а некоторые сценарные ходы абсолютно нелогичны. Гарсия очень похож на Саакашвили и прекрасно передает его эмоциональность, но игра остальных актеров оставляет желать лучшего. "Но более серьезная проблема с этим фильмом, пожалуй, в том, что не совсем понятно, какое послание он хочет донести и кому, - констатирует Китинг. - В картине журналисты постоянно переживают из-за равнодушия мира к конфликту, один из них возмущается, что "все верят кремлевской версии" о том, что Грузия стреляла первой, а российские войска вмешались, чтобы защитить мирных жителей".
"Но это не совсем то, что помню об этих событиях я, - пишет автор статьи. - Конфликт вызвал довольно много шума. Саакашвили постоянно представлял свою версию событий в интервью западным СМИ. А один сенатор и кандидат в президенты даже заявил, что "все мы грузины". Правомерно утверждать, что Грузия пропала из поля зрения большинства американцев, но страна все еще активно представлена в Вашингтоне, что было очевидно на вчерашнем кинопоказе. И если уж говорить о том, как большинство американцев помнят эту войну, готов ручаться, что они скорее на грузинской стороне", - подчеркивает автор.
"Подозреваю, что крайне негативное изображение в картине российских войск не слишком шокирует американцев, за долгие десятилетия привыкших видеть на больших экранах плохих русских, - отмечает Китинг. - Люди, знакомые с ситуацией, вряд ли изменят свое мнение после этого фильма. Те же, кто не в теме, скорее всего, не пойдут смотреть фильм вовсе. Вэл Килмер уже не в состоянии привлечь публику одним своим именем, как прежде".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях