Süddeutsche Zeitung | 17 августа 2012 г.
Ходорковский: "Путин потерял связь с реальностью"
Франк Нингуйзен
По мнению Михаила Ходорковского, поведение активисток Pussy Riot в храме неприемлемо вызывающе, "однако негативная этическая оценка не означает факт уголовного преступления". "Думаю, церковь отнеслась бы к этому проступку гораздо спокойнее, если бы не текст молитвы. Текст - антипутинский. Иерархи, вероятно, испугались потери близких отношений с властью. Так что мы имеем дело, безусловно, с политическим преследованием", - заявил бывший глава ЮКОСа в интервью Süddeutsche Zeitung.
Он также заявил, что "судья вновь всего лишь утвердит приговор, написанный где-то за пределами суда - в прокуратуре или какой-либо другой властной инстанции. (...) Нынешний российский суд - обычная бюрократическая контора в структуре вертикали власти".
По словам Ходорковского, он не видит прямой связи между процессом над Pussy Riot и принятием закона, приравнивающего НКО к иностранным агентам. Однако, по его мнению, оба факта "наносят удар по репутации власти, по крайней мере, в глазах активной части российского общества. В результате "великий разрыв" между властью и обществом в России нарастает". "Власть сама запускает механизм "арабской весны", ставя людей перед выбором: смириться или восстать, сама исключает вариант компромисса.
Вероятность, что молодежь смирится, - нулевая. Вероятность, что репрессии против молодежи заставят старшее поколение забыть об умеренности, - высокая", - добавил он.
По его оценке, российская оппозиция "не успела адаптироваться к новым политическим реалиям, чтобы конвертировать рост протестных настроений в ощутимые политические результаты". Он также сказал, что "путь ненасильственного протеста направлен на осознание частью элиты тупиковости борьбы с собственным народом. (...) Такой путь требует непреклонности и жертвенности, готовности не отвечать ударом на удар".
"Я думаю, Путин действительно считает, что большая часть населения России его поддерживает. Но это уже не так. То, что часть граждан пока что не видит альтернативы, - не поддержка, а апатия, и она пройдет. Проблема автократов - потеря связи с реальностью. Путин, по-видимому, даже верит в то, что московские демонстрации проплачены, а рабочие на Урале искренне его защищают", - заявил Ходорковский.
По его словам, высказывать свои взгляды в основном решаются люди, практически независимые от государства, и в Москве их больше, чем в провинции. Но ситуация меняется, поэтому серьезная оппозиция ориентируется на ближайшие 3-5 лет, когда средний класс будет составлять большую долю населения всех крупных городов.
На вопрос об отсутствии у оппозиции харизматического лидера бывший глава ЮКОСа ответил, что "смена Путина на подобного ему автократа была бы дорогой в никуда. Поэтому оппозиция старается сохранить свою коллегиальность". Именно поэтому, продолжил он, ей трудно обретать единомышленников среди более традиционно настроенных граждан, особенно в провинции.
По мнению Ходорковского, единственно верный путь для достижения либерализации общественной жизни, честных выборов, независимых судов и СМИ, окончания репрессий против оппозиции и ее сторонников - "ненасильственный протест: демонстрации, забастовки и гражданское неповиновение".
По его прогнозам, не сегодня-завтра любой социальный конфликт, в ходе которого установится связь между политическим и экономическим протестом, станет опасным для государственной власти. "Россия полностью зависит от экспорта полезных ископаемых. Инфраструктура деградирует, НДС растет. Количество мелких конфликтов возрастает", - напомнил он. По его оценке, вероятность конфликта, который запустит цепную реакцию, в ближайшие 3-5 лет весьма велика.
По словам Ходорковского, наиболее вероятный сценарий - что власть "затянет гайки, конституционный порядок управления по-прежнему будет разрушаться государством, репрессии обострятся, коррупция возрастет, а система переживет коллапс при первом попавшемся кризисе".
В конце интервью бывший глава ЮКОСа поблагодарил правительство Германии за поддержку, но отметил, что его судьба не уникальна и в российских тюрьмах по экономическим статьям сидят около 100 тыс. заключенных. Дело ЮКОСа, по его словам, символизирует эту проблему.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях