Neue Zürcher Zeitung | 17 декабря 1999 г.
Бессмысленные экономические дебаты
Андреас Рюэш
В этой предвыборной кампании обсуждение экономических программ партий имеет второстепенное значение, - отмечает корреспондент. Это новое явление. До сих пор экономический курс России всегда был предметом острых споров между сторонниками и противниками реформ. Кроме того, российское население всегда интересовалось в первую очередь экономическими и социальными вопросами, а вовсе не внешней политикой и не конституционной реформой. Тон в этой предвыборной кампании задают не острые дебаты вокруг пенсий и зарплат, а война компроматов, развязанная Кремлем против оппозиционного блока ?Отечество-Вся Россия?. Второй проблемой, оттеснившей экономические вопросы, стала чеченская война. И, наконец, третьей причиной отсутствия острых экономических дискуссий стало явное сближение экономических платформ политических партий разной ориентации. Весь последний год правительство избегает непопулярных экономических действий, и поэтому пользуется широкой поддержкой парламента.
Существенным образом эволюционировали экономические взгляды коммунистов, утверждает представитель московского фонда Карнеги Михаил Дмитриев. Если раньше КПРФ предлагала практически неограниченную денежную эмиссию, то сейчас коммунисты признают опасность инфляции. КПРФ выступает за жесткое государственное регулирование экономики, но уже не в рамках командно-административной системы.
Однако даже там, где существует консенсус, не всегда можно ждать реальных результатов. Например, в налоговой области коммунисты, либералы и центристы ОВР и ?Единства? выступают за существенное снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы. Несмотря на единство взглядов, налоговые реформы, которые требует МВФ, не осуществляются. Кроме того, выступая за принятие новых программ государственных расходов, партии не предлагают реальных вариантов наполнения доходной части государственного бюджета, которая сократится в условиях проведения налоговой реформы.
По ключевому вопросу о частной собственности партии высказываются более неопределенно. Однако и здесь наблюдается сближение позиций. КПРФ хочет вернуть в государственное управление стратегически важные отрасли экономики, но уже больше не призывает к масштабной деприватизации в промышленности и выступает в защиту прав частной собственности. Единственный экономический вопрос, где продолжают сохраняться четкие различия - продажа земли. Либералы (?Яблоко? и СПР) выступают за свободную продажу земли, а КПРФ - резко против. ОВР допускает либерализацию земельного рынка в отдельных российских регионах, категорически отвергая продажу земли иностранным гражданам.
Существенное расхождение взглядов наблюдается в вопросе привлечения инвестиций. Коммунисты, и в первую очередь ЛДПР, делают ставку на широкие программы государственного финансирования. А либеральные партии говорят о плохом инвестиционном климате, требуя большей защиты прав частной собственностью. По их мнению, это должно снова привлечь в страну иностранный капитал.
Сейчас уже понятно, что в России в ближайшее время либеральные взгляды доминировать не будут. Судя по всему, наибольшей популярностью будет пользовать левоцентристская концепция усиленного вмешательства государства в экономический процесс. Решающим фактором для смены экономического курса России должны стать будущие президентские выборы. До ухода Ельцина никаких экономических реформ не будет. Однако, по-видимому, и для его преемника экономика не станет вопросом номер один. Было бы неплохо, если бы новый президент сумел, по крайней мере, наладить отношения с парламентом и запустить процесс принятия экономических законов, - отмечает в заключение авторитетная швейцарская газета.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях