Los Angeles Times | 17 декабря 2001 г.
Россиян губит пренебрежительное отношение к своему здоровью
Джон Данижевски
Будучи столько лет на переднем крае борьбы с кошмарной демографической ситуацией в России, Сергей Шамин не находит хороших слов для своих сограждан.
"Что меня раздражает и возмущает, так это то, что наши люди, кажется, не хотят быть здоровыми! - говорит он. - Почему они хотят быть больными?"
В столь сильно загрязненном городе, как Дзержинск, где даже пуританский образ жизни не гарантирует здоровья, это особенно очевидно. "Если человеку нельзя даже близко подходить к курящему, он курит сам. Если человеку нельзя даже вдыхать алкогольные пары, он пьет сам. Если у человека уже и так слабое здоровье, он идет на работу с вредными условиями труда". 48-летний Шамин - ярый поборник здорового образа жизни в Дзержинске, расположенном примерно в 250 милях к востоку от Москвы. Он руководит Институтом промышленных заболеваний и патологий в городе, считающемся одним из самых загрязненных в России. Он вспоминает, как схватил за руку человека, направленного на солевую ингаляцию для лечения отравленных химикатами легких, который в темном коридоре украдкой курил сигарету.
Подобные саморазрушительные тенденции, - считает он, - способствуют увеличению отрицательного разрыва между рождаемостью и смертностью в России. Он подвергает также резкой критике государство, которое платит людям за то, что они болеют, и своей политикой отбивает у них охоту к лечению заболеваний на начальной стадии и здоровому образу жизни.
Сейчас россиян примерно на 4 млн. меньше, чем 10 лет назад, когда прекратил существовать Советский Союз. Численность населения, составлявшая в 1992 году 148 млн. человек, сократилась до 144 млн. в текущем году, даже с учетом миллионов иммигрантов из бывших советских республик.
В настоящее время по численности населения Россия стоит позади Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии. По мнению некоторых демографов, к 2015 году население России уменьшится до 130 млн., и Россия пропустит вперед себя Пакистан, Бангладеш, Нигерию, Мексику, Филиппины, а, быть может, и некоторые другие страны.
Демографический кризис в России вызван значительным ростом смертности и одновременным снижением рождаемости. В 90-е годы прошлого века перед лицом неопределенности экономической ситуации в стране многие женщины откладывали рождение ребенка на более позднее время или вообще отказывались от подобных планов.
Повысился уровень смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. В недавнем отчете Rand Corp. под названием "Зловещая демография: тенденции народонаселения в Российской Федерации" содержится теория о том, что социальные катаклизмы и снижение реальных доходов некоторых слоев общества привели к усилению стресса и росту смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, от инцидентов, связанных с потреблением алкоголя, а также насилия и отравлений.
За этой печальной статистикой стоят душераздирающие судьбы отдельных людей, - говорит врач-терапевт из Дзержинска Светлана Соловьева, перед глазами которой ежедневно проходят 30-летние пациенты, гибнущие от алкоголя и различных болезней.
38-летний врач сама и не надеется дожить до глубокой старости. Ее муж Михаил стал нетрудоспособным после обострения панкреатита, который, по его мнению, он получил, работая юношей на фабрике по производству ДДТ. А ведь ему всего 33 года.
"Быть может, те, кто работает в сельской местности, и доживут до 90 лет. А мы вряд ли. Будет хорошо, если я доживу до пенсии", - говорит Соловьева.
Хотя сейчас с ней все в порядке, она считает, что рано умрет из-за постоянных стрессов, связанных с попытками как-то свести концы с концами, прокормить семью и дать образование ребенку.
В любом случае врач, получающая в месяц 1500 рублей, убеждена в том, что "мы никогда не будем жить хорошо".
Что касается пациентов ее больницы, то водка - главная причина, укорачивающая им жизнь. По ее словам, пристрастие к спиртному вызвано отсутствием надежды.
"Люди говорят, что им едва хватает денег, чтобы купить продукты, а то, что остается, они пропивают, поскольку их в любом случае не хватит ни на что другое".
Дзержинск был создан коммунистическими стратегами как центр российской химической промышленности и индустрии по производству химического оружия. В 1997 году экологи из "Гринпис" утверждали, что средняя продолжительность жизни горожан сократилась до 45 лет.
Шамин не согласен с подобной оценкой, однако отмечает, что годовой уровень смертности в городе - 17 на 1000 человек - значительно выше, чем в среднем по России (14 на 1000 человек).
"Уход на пенсию в этом городе может завершиться весьма печально, поскольку после ухода с работы люди живут 3, 2, а иногда даже 1 год или меньше. Зачастую это зависит от того, на каком предприятии работал человек", - подчеркивает 28-летний эколог Дмитрий Левашов.
Судя по данным городского департамента по экологии, до финансового кризиса 1998 года ежегодно в городе накапливалось около 300 000 тонн химических отходов, и в атмосферу выбрасывалось примерно 190 различных химических веществ, многие из которых опасны для здоровья, - говорит Левашов. Сейчас ситуация улучшилась, поскольку заводы сейчас работают на 30% мощности.
Шамин пытается убедить руководителей химических предприятий принять меры по улучшению условий труда. Кроме того, он безуспешно пытается добиться сокращения рабочего дня на опасных производствах и предоставления рабочим медицинской помощи при появлении первых признаков заболеваний легких и нервной системы. По его словам, боясь потерять работу, многие из них обычно не обращаются за помощью, пока полностью не потеряют трудоспособность.
Шамин занимается вопросами охраны здоровья еще с тех пор, когда, будучи молодым человеком, он вступил в конфликт с местными партийными руководителями. Он вспоминает об одном инциденте как о примере пренебрежительного отношения к состоянию здоровья населения со стороны старой партийной бюрократии.
В 1988 году единственный кинотеатр в Дзержинске, в котором он сидел вместе с другими горожанами, накрыло облако ядовитого газа. Он считает, что это был выброс окиси азота с химического завода. На следующий день он написал письмо первому секретарю горкома КПСС с требованием провести расследование.
Шамина вызвали в горком, где разгневанный секретарь по идеологии накричала на него, заявив, чтобы он не лез не в свое дело.
"Мы тебе покажем! - крикнула ему в конце разговора красная от гнева женщина. Однако Шамин, который сам был коммунистом, ответил: "Я знаю, что я прав, и вам меня не запугать".
Сейчас Шамин вновь вызывает раздражение истеблишмента, но уже по другому поводу. Когда он недавно публично предложил сократить оказание социальной помощи тем, кто не хочет бросить курить и пить, городские власти были завалены требованиями уволить его с работы.
Шамин отвечает на это, как и раньше: "Я знаю, что я прав".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях