Panorama | 17 декабря 2001 г.
Пятнадцать стран, одна полиция
Андреина Бонанни
Идея превращения Европола в некое подобие европейского ФБР с приданием ему более широких полномочий, возникла уже довольно давно. С появлением необходимости защищать евро от подделок и возникновением более сложных и деликатных задач в сфере иммиграции и предоставления политического убежища, ожидания усилились. Но по настоящему качественный скачок произошел после терактов 11 сентября.
Таким образом, европейская полиция, задачи которой ограничивались координацией действий и сбором данных и информации (в 80% случаев такие данные поступали из Германии) превратилась в новую специальную группировку по борьбе с терроризмом. По словам главы Европола немца Юргена Шторбека, новые инициативы уже дали первые положительные результаты. Установление личности некоторых террористов экспертами Европола, в процессе чего они столкнулись с трудностями, связанными со всякого рода фальсификациями и различным написанием имен террористов в различных странах, позволило властям некоторых государств начать расследования. Некоторые важные данные были переданы и американским властям. Вместе с тем, реформирование организации, которое должно привести к увеличению эффективности борьбы с международной преступностью, осуществляется не такими высокими темпами, как хотелось бы.
Чиновники в штаб-квартире этой организации в Гааге до сих пор не сумели даже создать список террористических групп, функционирующих на территории стран ЕС. Многие иностранные организации активно действуют на социальном уровне - содержат школы, религиозные общины и культурные центры. Ошибки в определении реального характера деятельности организации могут привести к компрометации отдельных лиц, ликвидации рабочих мест и социальных инфраструктур.
В ходе последней встречи представителей стран ЕС министрам внутренних дел и юстиции удалось хотя бы прийти к согласию в отношении определения терроризма (за основание было взято предложение нынешнего председателя ЕС), а также по вопросам соответствия санкций (тюремное заключение от 8 до 15 лет). В последнее время министрами ЕС предприняты серьезные усилия по гармонизации законодательств и по активизации сотрудничества. Однако им так и не удалось найти решение основной проблемы, касающейся назначения единого европейского прокурора. В ЕС есть 15 различных кандидатов, и не всегда речь идет о самых достойных. Разногласия проявились также и в ходе обсуждения министрами юстиции вопроса об учреждении единого ордера на арест, действующего на территории стран ЕС.
И, несмотря на негативную позицию итальянской стороны по данному вопросу, Шторбек демонстрирует оптимизм: европейская полиция может работать, продолжая ссылаться на решения 15 различных прокуроров. Повышение эффективности деятельности Европола неизбежно, если принять во внимание необходимость борьбы с преступностью, обретающей все более выраженный международный характер.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях