Статьи по дате

The Wall Street Journal | 17 декабря 2007 г.

Опасности путинизма

Редакция

На этой неделе стало известно о планах передачи власти в России: никакой передачи не будет

Многие российские и зарубежные инвесторы обрадовались, когда Владимир Путин более четко, чем когда-либо, выказал намерение остаться у власти и после президентских выборов, предстоящих в марте. Курсы акций пошли вверх, когда в понедельник президент поддержал своего давнего помощника Дмитрия Медведева, который должен будет номинально занять его пост в Кремле. На следующий день ценные бумаги подпрыгнули вновь, когда предполагаемый наследник в качестве ответной любезности предложил Путину стать следующим премьер-министром - как полагают, обладающим большей властью, чем президент.

Этот заранее спланированный сюрприз великолепно отражает принципы путинизма. Президент и его люди подавляют гражданские свободы и консолидируют власть в своих руках на фоне разговоров о "порядке" и "стабильности". Экономика растет благодаря тому, что цены на нефть приближаются к 100 долларам за баррель, притом что в 2000 году, когда Путин пришел к власти, она стоила 15 долларов, а жалобы звучат все тише - иногда не без применения силы. Но русские должны лучше остальных народов знать, что столь сильная персонификация и централизация власти влечет за собой проблемы.

Давний коллега Путина по работе в КГБ рассказал нашей газете на этой неделе, что президент хотел уйти, чтобы явиться образцом для будущих российских лидеров. Однако наш собеседник тут же заявил, что уход Путина слишком опасен - и для России, и для самого Путина. Во многом это правда, и это еще одна характерная особенность путинизма.

Президент сделал себя незаменимой фигурой в том, что касается поддержания мира среди его "бояр". 42-летний Медведев не способен удерживать под контролем влиятельную кремлевскую группировку - силовиков (экс-сотрудников КГБ из окружения Путина, который и сам был полковником КГБ) и спецслужбы. Для них, как, предположительно, и для самого Путина, главные достоинства Медведева - лояльность и отсутствие явной харизмы. Кроме того, выбранного Путиным человека за границей называют "либералом" - это справедливо только в сравнении с другими кандидатами, о которых говорили в последние месяцы. Во вторник в своем первом выступлении после выдвижения Медведев столь почтительно отзывался о Путине, что не осталось сомнений, кто будет боссом и дальше.

У людей из окружения Путина есть собственные причины желать сохранения нынешнего режима. Они менее нахальны, чем олигархи, окружавшие Бориса Ельцина, однако за последние восемь лет тоже неплохо позаботились о собственном благополучии. Дмитрий Тренин, российский аналитик московского Карнеги-центра в новой книге "Правильно понимать Россию" пишет, что определенные люди "правят и владеют" страной. Отобрав богатство у своих предшественников, теперь они боятся, что то же самое повторится и с ними.

Путин знает, что его уход будет опасен для российских политиков. Все прошлые лидеры страны покидали пост или в гробу (по естественным или неестественным причинам) или с позором. Поэтому он ищет пути, как защитить себя, оставшись у власти.

Передача власти могла бы помочь российской демократии повзрослеть. За десятилетие благоприятной экономической обстановки страна упустила возможность создать отлаженную и предсказуемую политическую систему, основанную на институтах власти, а не на конкретных персонах. И вина за это лежит именно на Путине.

Если бы президент заботился лишь о возрождении экономики и российского авторитета, то мог бы претендовать на благодарность за несколько удачных реформ, проведенных правительством (например, за введение единого налога на доход в 13%), и пополнение казны за счет нефтяного бума. Однако действия Путина свидетельствуют, что его крайне волнует отношение к нему россиян.

Кремль сменил политику, уничтожив свободные СМИ, искоренив оппозиционные партии, отменив выборы губернаторов, урезав права независимых гражданских организацией. Суды и Дума утратили независимость, выборы перестали иметь значение. Декабрьское голосование за депутатов парламента было самым несвободным с тех пор, как Михаил Горбачев начал перестройку.

Поворот произошел после "оранжевой революции" на Украине в 2004 году. Тогда другая славянская и православная страна выступила против коррумпированной и авторитарной клики, несмотря на быстрый экономический рост, и это слишком испугало Кремль. После тех событий правительство Путина стало критиковать Запад так жестко, что в этом оно уступает только Ирану, Кубе, Северной Корее и Венесуэле. В ходе последней антизападной кампании национализм в России достиг новых высот.

Отсутствие демократии опасно и для России, и для мира. Путинизм держится на одном человеке. Эта система не дает россиянам нормальных путей для обсуждения собственных проблем. Поэтому население найдет другие способы. Быстрый рост инфляции спровоцировал спонтанные демонстрации. Кремль выпустил джинна из бутылки, начав поощрять неофашистские молодежные группы и идеи, которые будет трудно контролировать. После оттепели, пришедшейся на годы Горбачева и Ельцина, россияне вновь не способны ничего противопоставить мощи государства, но однажды они могут вновь почувствовать тягу к свободе. Все это делает Россию непредсказуемой.

В то же время борьба за власть между различными кремлевскими группировками продолжится - вдали от чужих взглядов, не сдерживаемая законами. Вопреки заявлениям власть имущих, путинизм посеял семена нестабильности. Выдвижение Медведева и важная роль, отводимая Путину, не позволит положить конец неопределенности в краткосрочных и долгосрочных перспективах России. Все это лишь усиливает нестабильность.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru