InoPressa: тема дня | 17 декабря 2009 г.
Ушел из жизни реформатор, "разбомбивший" плановую экономику
Обзор прессы
В возрасте 53 лет умер Егор Гайдар - пилот бомбардировщика, за один вылет разрушивший остатки советского строя в России, пишут СМИ в некрологах. Он одним росчерком пера упразднил многолетний ритуал стояния в очередях за товарами первой необходимости, но следующее десятилетие россияне вспоминают как период нищеты и обмана с ваучерной приватизацией.
Егор Гайдар, архитектор противоречивых реформ, которые отдалили Россию от советской экономической системы, умер вчера в Подмосковье, сообщает The Independent. Многие россияне винят Гайдара за хаос и экономические неурядицы, охватившие Россию в 1990-х годах, однако есть мнение, что без радикальной "шоковой терапии" - реформы, проводившиеся командой молодых экономистов под руководством Гайдара в начале президентства Бориса Ельцина, - судьба страны могла сложиться гораздо хуже.
Президент России Дмитрий Медведев назвал Гайдара "смелым, честным и решительным человеком", добавив, что "в период кардинальных перемен он взял на себя ответственность за непопулярные, но необходимые меры".
Егор Гайдар был крупнейшим из реформаторов российской экономики последнего времени, считает The Times. В бытность министром финансов Гайдар одним росчерком пера освободил российскую экономику и упразднил многолетний ритуал стояния в очередях за товарами первой необходимости, причем реформы не повлекли за собой гиперинфляции и массовой безработицы, утверждает издание.
У Гайдара не было ни харизмы, ни склонности к популизму, которые необходимы для успеха на выборах. Многие утверждали, что его реформы были слишком поспешны, но следует понимать, что возвращение к брежневской или сталинской модели было уже невозможно: страна оказалась на грани распада и массового голода.
По мнению The Times, присутствие технократа Гайдара в правительстве уравновешивало неблагоприятный имидж Ельцина за границей. Однако вскоре на Россию обрушились беды, характерные для стабилизационного периода в посткоммунистических странах, и Гайдар подвергся жесткой критике. В итоге Ельцин "выдал Гайдара парламентской оппозиции". Однако, по мнению издания, "шоковая терапия" подействовала на экономику благотворно, тогда как постепенные реформы лишь затягивали болезненный эффект. "Возможно, именно постепенность последующего периода и хаотичность западной помощи вызвали самые сильные лишения и создали массу выгодных возможностей для потенциальных олигархов", - считает издание.
В последние годы Гайдар открыто критиковал российское руководство и занимал высокие посты в Союзе правых сил, но перспектив возвращения к реальной власти не имел. Гайдар признавал, что власть олигархов в России заменила собой советскую систему. Однако строки из пионерской песни "Гайдар шагает впереди", посвященной его деду, удачно описывают место самого Егора Гайдара в истории, заключают авторы некролога.
Егор Гайдар руководил самым грандиозным переходом от коммунистического режима к капитализму, но соотечественники заклеймили его позором, возложив на него вину за последующее десятилетие нищеты, пишет The New York Times. Гайдар пришел к власти с поколением, которое первоначально попыталось реформировать СССР, но по воле судьбы было вынуждено координировать его распад.
"Шоковая терапия" сильно повлияла на политическую ситуацию в стране: она дискредитировала в глазах многих россиян идеи капитализма и демократии и облегчила централизацию власти в руках Путина. Газета приводит мнение Андерса Аслунда, одного из трех главных иностранных советников Гайдара в период "шоковой терапии": Гайдара напрасно обвиняют в гиперинфляции - ее главной причиной был бюджетный дефицит. В итоге народ "расхвалил Путина за сделанное Ельциным и Гайдаром", считает Аслунд.
После отставки Гайдар руководил московским Институтом экономики переходного периода и продолжал изучать взаимосвязи экономических и политических перемен. По мнению издания, реформы Гайдара, а также создание резервного фонда и другие перемены, к которым он призвал после экономического кризиса конца 1990-х годов в Азии, помогли России выдержать обвал цен на нефть в 2008 году.
В материале "Шоковый реформатор" обозреватель Frankfurter Rundschau называет Гайдара самым известным российским экономистом-реформатором и вместе с тем одним из самых непопулярных в народе политиков.
Борис Ельцин, первый президент России, пригласил Егора Гайдара возглавить правительство в 1991 году. Вскоре Гайдар, прежде сотрудник партийного издания "Коммунист", проявил себя как автор радикальной программы, положившей конец плановой советской экономике. По примеру "шоковой терапии" гарвардского экономиста Джефри Сакса Гайдар отпустил цены в начале 1992 года. Но, в отличие от Польши, в России эта мера обернулась гиперинфляцией, а спешная приватизация через выданные населению "ваучеры" до сих пор вызывает более чем неприятные эмоции у многих россиян. Уровень смертности, отмечает автор, стремительно вырос в то время.
После ухода из правительства Гайдар стал для народа одной из самых нелюбимых фигур оппозиции, однако в декабре 1993 года он вошел в парламент. Несмотря на лояльность к власти, он жестко осудил первую чеченскую кампанию. В последующем Гайдар терпел на выборах одно поражение за другим. При этом даже критики Гайдара признавали в нем интеллектуала, талантливого экономиста и прямого человека. Радикализм своей "шоковой терапии" он пытался оправдать тяжелым наследием советской империи.
Также по теме:
Попытки ренационализации тормозят российскую экономику, полагал Гайдар (El Mundo)
Егор Гайдар был поборником свободы (The Washington Post)
Другая страна (The Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях