Статьи по дате

The Washington Times | 17 февраля 2000 г.

Путин переделывает Россию на советский манер

Джеми Деттмер

Тот факт, что Путин набрал в свою команду бывших агентов КГБ и нынешних сотрудников ФСБ, заставляет опасаться, что новый российский лидер планирует возродить авторитарную Россию, используя в качестве модели старую советскую систему, - пишет автор.

Усиливает беспокойство и недавнее подписание Путиным целого ряда указов о расширении полномочий спецслужб, таких как ФСБ.

Один из них, подписанный в конце прошлой недели, возрождает советскую практику "политических комиссаров", которые должны находиться в армейских подразделениях.

Ранее, в этом месяце, Путин одобрил закон - за рубежом он прошел почти незамеченным - предоставляющий сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб право доступа в режиме реального времени ко всей электронной почте и электронной торговле, осуществляемой российскими провайдерами Интернета.

Эти шаги вызвали резкую критику со стороны правозащитника Елены Боннер. "Это означает, что Россия становится полицейским государством",- подчеркнула она.

Андрей Пионтковский - директор московского Института стратегических исследований и друг Григория Явлинского - опасается худшего.

По его словам, если либералы ошибутся в истинных намерениях Путина, это может оказаться фатальным.

Большинство бывших сотрудников служб безопасности, востребованных Путиным - выходцы из родного для него Санкт-Петербурга.

В их числе следует назвать Виктора Иванова - бывшего начальника управления собственной безопасности ФСБ - который сейчас занимается в Кремле кадровыми вопросами.

Санкт-петербургское происхождение путинских назначенцев вызвало в Москве оживленные дебаты.

В чем дело? Путин просто пытается привлечь в правительство людей, которым он доверяет - во многом так же поступал и Ельцин - или речь идет о каком-то коварном плане?

Некоторые эксперты утверждают, что новый российский лидер скорее создает "Путинбург на Москва-реке", чем делает ставку на советников, больше заинтересованных в укреплении государства, чем в защите и расширении гражданских свобод в России.

По мнению журналистки Евгении Альбац, о Путине нужно судить по его будущим поступкам, а не по его чекистскому прошлому или нынешнему назначению на кремлевские посты бывших шпионов.

Тем не менее, многие российские журналисты замечают, какие серьезные ограничения на свободу освещения событий в прессе были введены после назначения Путина главой правительства в августе прошлого года, а затем и после его вступления на должность исполняющего обязанности президента.

Многие провинциальные газеты, расследовавшие деятельность местных органов власти, были закрыты по подозрению в нарушениях норм пожарной безопасности.

Правоохранительные органы попытались силой поместить одного московского журналиста в психбольницу.

Корреспонденты, освещающие события в Чечне, сталкиваются с ограничениями на поездки в зону боевых действий и подвергаются постоянным преследованиям.

Корреспондент "Радио Свобода" Андрей Бабицкий, собиравший материал на чеченской стороне, был задержан российскими военными, а затем передан чеченским боевикам в обмен на российских пленных.

Сейчас многие российские журналисты гадают, что будет после президентский выборов, на которых, скорее всего, победит Путин. Его обещания навести порядок находят отклик у избирателей, так как большинство из них сильнее обеспокоены пустыми карманами и ростом преступности, а не гражданскими свободами.

"Оптимисты говорят, что давление на СМИ связано с войной в Чечне и предвыборной кампанией. Пессимисты считают, что это начало чего-то большего",- заявил в интервью Ассошиэйтед Пресс эксперт в области СМИ Олег Панфилов.

Путин и службы безопасности усилили свое влияние в различных областях.

В указе о контроле над вооруженными силами со стороны органов безопасности офицерам ФСБ ставится задача положить конец негативным явлениям в армейской среде.

Под этим может подразумеваться установление контроля за политическими взглядами офицеров и даже за несанкционированными контактами с прессой,- утверждает газета "Известия".

В целом 40% путинских назначенцев или служили в КГБ, или работают в ФСБ.

Сам Путин недавно уклонился от осуждения роли НКВД в сталинских чистках 37 года. "Нельзя говорить, что нам не нужны органы госбезопасности,- подчеркнул он.- Нужно понять, что заставляет их работать против собственного народа".

Источник: The Washington Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru