Die Welt | 17 февраля 2003 г.
Новый тройственный союз ведет к расколу Европы
Ральф Георг Ройта и Хаймо Швильк
Бывший канцлер Гельмут Коль и бывший глава ХДС Вольфганг Шойбле критикуют единение Германии, Франции и России
Единение Германии, Франции и России, направленное против американской политики в Ираке, вызвало резкую критику в ХДС. О "драматической утере" доверия к Германии говорит также берлинский историк Арнульф Баринг.
Бывший канцлер Гельмут Коль предостерегает от дальнейшего оскорбительного поведения в отношении Соединенных Штатов, исторически важнейшего союзника Германии. В беседе с нашим корреспондентом он сказал: "Если федеральное правительство и дальше будет наносить ущерб трансатлантическим отношениям, то соотношение власти в Европе изменится в пользу России". Арнульф Баринг критикует иракский курс Германии: "Шредер без особых размышлений меняет американцев на русских". Красно-зеленое правительство, кажется, не осознает разрушительных последствий такой смены политики, считает он. Причину Баринг видит в "исторической некомпетентности социал-демократического федерального канцлера", который ведет Германию по "опасному пути".
Российская мечта о европейской гегемонии своими корнями уходит глубоко в историю. Уже только зародившийся Советский Союз пытался распространить свою власть на Запад путем экспорта революции в Центральную Европу. Параллельно с этим Москва во время Веймарской республики старалась воспрепятствовать интеграции Германии с Западом и стремилась наладить особые отношения с Берлином, как, например, путем заключения Рапалльского договора 1922 года. Благодаря пакту Молотова-Риббентропа, заключенному в 1939 году, и поражению Германии во Второй мировой войне Советский Союз смог распространять сферу своего влияния на значительную часть Центральной Европы. После окончания "холодной войны" перед Кремлем в свете общемировой политической оттепели и разрядки открылись новые возможности для экспансии. Баринг говорит: "С этого времени усилия советского руководства были направлены, по большей части, на одну цель: вытеснить американцев из Европы".
Тогда как правительство Коля - Геншера вело Германию трансатлантическим курсом и создавало тем самым условие для столь важной поддержки Вашингтоном процесса воссоединения Германии, внуки Вилли Брандта, порождение войны во Вьетнаме и бунта 1968 года, вынашивали обиду на западную сверхдержаву. "Федеральное правительство, - говорил тогдашний депутат бундестага от СДПГ Герхард Шредер, - обязано противиться доминирующему положению США". Советский Союз стал для многих социал-демократов его поколения подлинной властью мира, что было отражено уже в восьмидесятые годы в программном заявлении берлинского отделения СДПГ. В нем говорилось, что Германия должна защищать и представлять мирную политику Советского Союза.
На пятом году существования красно-зеленого германского правительства и через полтора десятилетия после окончания конфликта между Востоком и Западом старые антиамериканские обиды в свете кризиса в Ираке проявились остро, как никогда раньше. Заместитель председателя фракции ХДС/ХСС Вольфганг Шойбле сказал нашему корреспонденту: "Поставить себя перед выбором между Парижем и Вашингтоном никогда не было целью нашей политики. Федеральное правительство в последние недели бездумно и безрассудно отказалось от этого баланса". Шойбле предвидит тяжкие последствия для Европы: "Стабильность и безопасность на нашем континенте без надежного трансатлантического партнерства разрушатся так же же быстро и основательно, как трансатлантические отношения от разобщенности европейцев".
Арнульф Баринг оценивает положение еще более драматично. Процессы интеграции Европы со "вступлением России" уже отчасти нарушены. Историк в этой связи указывает на стремительное сближение Польши и других восточноевропейских стран с США, основным гарантом безопасности в НАТО. Им необходима защита Вашингтона, чтобы обезопасить себя от России, как сверхдержавы, считает Баринг. Поэтому создание внешнеполитического треугольника Париж-Москва-Берлин неизбежно ведет к расколу Европы на долгое время.
Сегодня нельзя легкомысленно поступаться полувековыми результатами германской внешней политики, апеллирует Шойбле к красно-зеленому правительству. Наоборот, евроатлантическому партнерству в сфере безопасности срочно необходим новый импульс. "Иначе мир в Европе надолго окажется под серьезной угрозой".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях