Los Angeles Times | 17 февраля 2005 г.
Ким Чен Ир может быть сумасшедшим... или лисой
Брэдли К. Мартин
Северные корейцы чокнулись? Их лидер что, сбежал из желтого дома?
Эти вопросы приобретают особое звучание во время кризисов в отношениях этой изолированной страны с внешним миром. На прошлой неделе Пхеньян спровоцировал новый такой кризис, объявив, что обладает ядерным оружием и не вернется к переговорам по этому вопросу с Вашингтоном, Пекином, Сеулом, Токио и Москвой.
Вопрос о нормальности и здравом рассудке рядовых корейцев обсуждается с тех пор, как стало известно, что команда отца и сына, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, успешно зомбирует все население.
Во время моего первого визита в Северную Корею в 1979 году люди в ответ на мои вопросы, как роботы, выплевывали заученные наизусть девизы. Многие выглядели такими же кроткими, как члены американских религиозных сект. Я не мог удержаться, чтобы не провести параллелей с культом Народного храма Джима Джонса: в 1978 году почти 1000 членов этой секты совершили массовое самоубийство в Джонстауне в Гайане.
В марте 1993 года, во время первого ядерного кризиса, Ким Чен Ир перевел страну на "полувоенное" положение и провел митинг в Пхеньяне. Солдаты выбрили головы, готовясь к войне. Они душещипательно завывали: "Даже если мир 100 раз перевернется, люди все равно будут верить в маршала Ким Чен Ира".
Позднее один из этих солдат дезертировал в Южную Корею. По его словам, все северные корейцы были уверены, что, если начнется война с США и Южной Кореей, то "погибнут все - и Север, и Юг". Тем не менее, сказал он, люди жаждали идти на войну и покончить со всем. Они чувствовали, что терять им нечего. "Либо умереть от голода, либо от пули".
Народная истерия достигла своего пика в 1990-е, и с тех пор, вероятно, пошла на спад. Северные корейцы, которые не умерли в результате нехватки еды, обратили свое внимание на новые стратегии выживания, такие, как торговля и предпринимательство. Однако до сих пор ничего не изменилось в зомбировании людей: людей учат винить в своих проблемах не правителей, а США, Японию и Южную Корею.
До тех пор пока самая эффективная в мире пропагандистская машина продолжает порождать фанатичное повиновение среди молодежи, население Северной Кореи - прежде всего, военные, которых более 1 млн - будут оставаться мощным оружием. Если народ отправится выполнять приказ сверху о начале войны не на жизнь, а на смерть, результатом станет одна из самых кровавых войн в истории.
Ключевой вопрос заключается в том, не безумец ли Ким Чен Ир, лидер, который держит палец на спусковом крючке?
Я не врач, но, основываясь на своих наблюдениях, могу сказать: нет. Хотя Ким деспот, бессердечный и иногда жестокий, он не маньяк, жаждущий геноцида, он не гитлеровской породы.
Ким принимает рациональные решения для сохранения своей власти. В 1993 году голод заставил многих его подданных нарушать законы для того, чтобы выжить. Вместо того чтобы развернуть охоту на нарушителей, он приказал службам безопасности вести себя снисходительно, чтобы не породить "внутренних врагов". Вероятно, одним этим жестом он предотвратил процесс, который мог бы привести к народному восстанию и краху режима.
И все же своего объяснения требует еще множество странностей. Ким вырос испорченным, будучи старшим сыном правителя страны, и некоторые его действия казались до крайности странными. Например, он зачем-то похитил известного южнокорейского кинорежиссера и его жену, чтобы они согласились поработать над улучшением кинематографа в Северной Корее.
Согласно слухам, ходящим в северокорейской армии, во время первого ядерного кризиса Ким поклялся своему отцу, что он, скорее, "уничтожит мир", чем проиграет войну. Это заставляет предположить, что он настолько безумен, что вполне может обрушить на мир ядерный Армагеддон.
Контраргумент в данном случае - это то, что столь пугающий имидж нацелен на поддержание боевого духа среди его субъектов, и на то, чтобы заставить его врагов угождать ему. В таком случае Ким просто хитер, как лисица.
Кажется вероятным, что Пхеньян намерен проводить ядерные разработки и рекламировать их как оружие сдерживания потенциальных атак.
Ким поставил на карту многое. Он опасается не только за будущее своего режима, но и за собственную жизнь. Не так давно издание Newsweek сообщило, что Ким горько жалуется на то, что обычные виды вооружений Северной Кореи устарели и неадекватны. Великий лидер боится, что без ядерного оружия он лично станет очень уязвимой мишенью.
Можете называть это паранойей, но она достаточно рациональна, учитывая, сколь много людей, занимающих в Вашингтоне высокие посты, страшно хотели бы увидеть его мертвым.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях