The Times | 17 февраля 2006 г.
Москва обхаживает "Хамас", стремясь вернуть себе влияние на Ближнем Востоке
Джереми Пейдж
Россия еще глубже погрузилась в водоворот ближневосточной политики, заявив вчера, что может продать оружие палестинцам после переговоров с "Хамасом" в Москве в марте.
Такое заявление Юрия Балуевского, начальника Генерального штаба России, совпало с подтверждением, как со стороны "Хамаса", так и со стороны России, о встрече в Москве в начале марта.
Предложение генерала Балуевского возмутит Израиль, где планируемые переговоры Кремля с "Хамасом" уже сравнивают с дружбой, которую Тель-Авив мог бы водить с чеченскими мятежниками.
Оно испугает западные столицы, которые считают "Хамас" террористической организацией и отказываются иметь с ним дело до тех пор, как он не отречется от насилия и не признает Израиль.
Оно усилит позиции критиков Кремля, которые говорят, что Россию следует исключить из G8, в частности за продажу оружия Ирану и Сирии.
На первый взгляд ближневосточная политика президента Владимира Путина выглядит дипломатическим самоубийством.
Но аналитики утверждают, что Кремль ухватился за возможность восстановить свое влияние на Ближнем Востоке, одновременно играя конструктивную роль на мировой арене. И если отбросить риторику, многие западные и даже некоторые израильские чиновники поддерживают инициативы Кремля.
"Стратегия состоит в том, чтобы играть независимую роль в наведении мостов между "Хамасом" и Западом, - заявил Виталий Наумкин, известный арабист и глава Центра стратегических и политических исследований. - Я уверен, что, несмотря на риторику, Запад и израильтяне радуются тому, что делает Россия".
В годы холодной войны СССР был ключевым игроком на Ближнем Востоке, поставляя оружие на миллиарды долларов режимам и политическим движениям, являвшимся противниками США, в том числе "Хамасу".
После распада СССР в 1991 году Москва утратила плацдарм в регионе. Она, вместе с ООН, США и Европейским союзом, с 2002 года является членом "ближневосточного квартета", но не играет в нем активной роли. Все изменилось, когда в январе на парламентских выборах победил "Хамас".
Россия, будучи единственным членом "квартета", не считающим "Хамас" террористической организацией, имеет историческую возможность выступить в роли посредника. Объяснения Путина просты. На прошлой неделе он заявил, что "Хамас" пришел к власти в результате легитимных выборов и все должны уважать волеизъявление палестинского народа. Он добавил, что сжечь мосты - самое простое, но бесперспективное дело.
Российские представители говорят, что будут оказывать давление на "Хамас", добиваясь отказа от насилия и признания Израиля, и предлагают оружие в качестве компенсации. Палестинская администрация хочет купить два транспортных вертолета Ми-17 и 50 бронетранспортеров, сообщил "Интерфакс".
На Западе скептически относятся к тому, что "Хамас" подчинится. "В идеальном мире произошел бы поворот на 180 градусов, - заявил один из источников. - Думаю, никто на это не рассчитывает". Но там признают, что предложение России дает надежду на прорыв.
То же самое можно сказать об отношениях с Ираном, который в понедельник должен прислать делегацию на переговоры в Москву.
На Западе давно критикуют Россию за помощь иранцам в строительстве АЭС в Бушере и продажу Тегерану оружия, включая ракеты на 700 млн долларов. Теперь Запад надеется, что Москва уговорит иранцев принять ее предложения обогащать уран для энергетической программы на территории России.
Россия преследует главным образом коммерческие интересы: если против Ирана введут санкции, ее атомная и военная отрасли потеряют миллиарды долларов.
Но в целом это та же стратегия: заигрывание на Ближнем Востоке и одновременное повышение своего статуса на Западе.
"Если Кремль добьется успеха, он наберет очки как страна, спасшая мир от ядерного кризиса, - заявил Георгий Мирский, арабист со стажем, директор Института Мировой экономики и международных отношений. - Если нет - он сможет сказать, что старался изо всех сил".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях