Financial Times | 17 февраля 2015 г.
Российские сердца, умы и холодильники
Гидеон Рахман
"Пусть военное и дипломатическое преимущество [в украинском конфликте] на стороне Москвы, в других ключевых областях ее позиции слабы и становятся еще слабее... В конечном итоге это может заставить Россию изменить свои расчеты", - полагает колумнист The Financial Times Гидеон Рахман.
Статья построена на аллегории, которую "один московский друг" автора использует для описания того, как россияне воспринимают происходящее на востоке Украины: "соревнование между телевизором и холодильником". Суть в том, что "телевизор распаляет россиян, рассказывая о великой патриотической борьбе против "фашистской" Украины и плетущего интриги Запада, а холодильник умеряет этот пыл своим все более скудным и дорогостоящим содержимым", поясняет автор.
Хотя президент Путин, пишет Рахман, "сравнивает нынешний конфликт с Великой Отечественной войной с нацистской Германией, представление, что его народ готов снова вынести любые лишения ради победы, скорее всего, не имеет под собой оснований. Конечно, в России нет исправной демократии, так что народное недовольство не преобразуется в непосредственное давление на правительство. Однако Путин знает, что его привлекательность в значительной степени связана с обещанием улучшить качество жизни. Лишения и изоляция - менее привлекательные предложения".
"Как ни странно, перебои с продовольствием, которые можно наблюдать в супермаркетах даже в Москве, это боль, которую Россия причинила себе сама, - они связаны главным образом с ответными запретными мерами в отношении импорта многих западных продуктов", - отмечает колумнист. "В интересах Путина сделать конфликт на Украине пробой военных, а не экономических сил, - продолжает он. - Так что разумнее было бы не вступать в противоборство с правительством Путина там, где оно относительно сильно, то есть на поле боя, а ударить Россию по больному месту - по экономике. Западу следует демонстративно готовить новые пакеты экономических санкций и готовиться к их введению в случае, если Москва вновь начнет эскалацию столкновений".
Самой строгой мерой этого плана должно стать отключение России от платежной системы Swift, но есть и множество более мягких средств, которые можно применить до этого, уточняет Рахман. "Пусть никто на Западе не радуется перспективе причинить страдания простым россиянам, - добавляет он. - Поэтому любой новый раунд санкций должен в первую очередь быть нацелен на элиту... Санкции, специально бьющие по экономике в более широком смысле, нужно держать в резерве".
"Санкции едва ли приведут к быстрым переменам в политике Кремля. Но реагирование на российскую агрессию - это долгосрочный вызов", - указывает Рахман. Он признает, что "у России есть легитимные интересы на Украине, которым следует отдать должное. Культурные различия восточной и западной частей Украины также нужно учитывать... Но попытки России добиваться своих целей посредством военного вторжения на Украину совершенно неприемлемы. Пока они продолжаются, конфронтация с Западом неизбежна".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях