Los Angeles Times | 17 января 2001 г.
"Оскар" не помог российскому аниматору
Колин МакМэхон
Мир, в котором живет лауреат Приза киноакадемии Александр Петров - это не волшебный мир Диснея.
Петров - один из самых выдающихся современных мультипликаторов, но бюджеты и шумный успех таких картин, как "Toy Story" или последнего мультипликационного мюзикла компании "Дисней", для него остаются лишь мечтой.
Даже в России, в своем родном Ярославле, Петров не получает ни больших денег, ни особенного признания. Мало кто видел его работы.
Возможно, сейчас ситуация меняется. Однако этот процесс идет очень медленно - точно так же, как Петров делает свои картины.
Перемены начались в марте, когда Петров получил "Оскара" в номинации "Лучший короткометражный анимационный фильм" за экранизацию рассказа Эрнеста Хэмингуэя "Старик и море". Петров номинировался третьим, но фильм оказался настолько прелестным, что победил.
"Оскар" ничего не изменил в моей жизни, - рассказывает Петров, которому как будто бы неловко вспоминать о награде. - Люди думают, что ты получаешь кучу денег. Это не так. Приходится даже самому платить за билеты, чтобы приехать на церемонию".
Сорокадвухлетний Петров смеется. Он сидит за рабочим столом в своей студии, расположенной в угловой комнате мастерской местного киноклуба. В Ярославле существуют славные традиции кинопроизводства и киноведения. До развала Советского Союза несколько заводов выделяли средства для подобных киноклубов.
С тех пор многие из таких клубов закрылись. Правительство практически прекратило финансирование искусства. Но ярославским кинолюбителям удалось сохранить некоторые традиции. Собирая деньги у частных лиц и получая гранты из-за рубежа, они смогли воспитать новое поколение российских художников кино.
Студия Петрова, расположенная в киноклубе "Чайка", больше похожа на чулан, нежели на комнату. Приветствуя посетителей, он сбрасывает бумаги с двух своих стульев, потом стряхивает с них пыль, ставит на огонь чайник.
Большую часть комнаты занимает стол. Именно на нем Петров рисует маслом каждую сцену на стеклянной пластинке, вместо кисти работая пальцами. Оператор снимает рисунки. Потом Петров меняет картинку для следующего кадра, а чаще стирает ее и начинает снова.
В результате получаются сцены, взрывающиеся яркой гаммой красок или тонущие в тенях и мраке. Персонажи скорее плывут, чем движутся - как вода, которая занимает важную тематическую роль в его произведениях.
"Для меня это очень простой метод, - как-то сказал Петров об этой технике, которой пользуются и другие мультипликаторы, но в которой он смог стать настоящим мастером. - Это самый быстрый путь от сердца к образу, который я создаю".
По собственным подсчетам Петрова, для двадцатидвухминутного "Старика и моря" ему пришлось нарисовать по меньшей мере 20 000 картинок. На этот проект ушло 2,5 года.
Это его первый фильм, сделанный по технологии "Имакс" в формате70-мм. Средства - более $2 млн - предоставили японские инвесторы. В качестве продюсера выступила канадская компания Pascal Blais Inc. В ходе работы над картиной Петров с семьей жил в Канаде.
Кроме того, Петров впервые работал в паре с другим художником. Часть груза взвалил на свои плечи его сын Дмитрий, которому 21 год.
На стенах студии Петрова висят некоторые из рисунков Дмитрия. На полке лежит рекламный плакат для "Старика и моря" с фотографией не создателя фильма, а Хэмингуэя. В комнате много других рисунков, например, тех, которые Петров рисовал для рекламы шоколада.
Студия так же скромна, как и ее худой, бородатый хозяин.
"Я делаю то, что должны делать 20 человек, но иначе пришлось бы забыть про рисование, - рассказывает Петров. - Моя техника просто не дает возможности подключить больше людей... В сорока руках идея просто растворится".
Петров признает, что ему было интересно попробовать поработать в коммерческой студии с большим бюджетом и мощным маркетинговым отделом. Но на его взгляд, его личный, уникальный метод невозможно перевезти в Голливуд.
Скорее ему хотелось бы, что его работы и подобные им получили большую известность.
Картины Петрова распространяются по большей части на видео. Показы его произведений, в том числе фильма "Коровы и русалки", обычно привлекают небольшое количество людей, уже знакомых с ними.
"Старик и море" пока не существует даже на видео. "Я не люблю видео. Когда я показываю что-нибудь, я мучаюсь; теряются нюансы, которые очень важны", - объясняет Петров.
"У кинотеатров нет особого интереса к анимационным фильмам, - говорит Петров. - Раньше существовала хорошая традиция, возможно, правда, не очень уважительная, показывать их в качестве разогрева перед обычным кино, как делают на рок-концертах. Сейчас нет никакой возможности показывать авторские вещи".
Петров надеется, что местные власти выполнят свое обещание найти место и средства для более просторной студии, где можно было бы организовать школу для будущих аниматоров. Его "Оскар" привлек внимание правительства. По возвращении из Канады его и его семью встречали, как национальных героев.
"Мэр прислал оркестр на железнодорожный вокзал, чтобы приветствовать Петрова - прежде неизвестного, на ставшего с тех пор знаменитым", - с озорной улыбкой вспоминает художник.
Но пока дом Петрова находится в киноклубе "Чайка". Единственная возможность увидеть его картины в Ярославле - это раздобыть затертые видеокассеты, выпущенные во Франции.
"Многие считают, что мои работы - не для широкой аудитории, - говорит Петров. - Но я показывал эти картины во многих странах, и везде кто-то смеялся, кто-то плакал".
"Фильмы создаются не для того, чтобы лежать на полке. Кто-то должен сделать так, чтобы они дошли до зрителей".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях