Статьи по дате

Le Monde | 17 января 2003 г.

Будущее Лувра: планы Ширака в отношении исламского искусства

Фредерик Эдельманн

В среду 15 декабря президент Республики встретился с министром культуры и средств массовой информации Жан-Жаком Айягоном, чтобы вместе с ним изучить возможности, которые позволили бы предоставить новое помещение коллекциям исламского искусства из Луврского музея. Еще 14 декабря 2002 года, выступая в городе Труа (департамент Об) с речью, посвященной в основном вопросам социальной интеграции, Жак Ширак высказался за создание самостоятельной структуры по борьбе с дискриминацией.

Он, в частности, сказал: "В культурном плане и придаю исключительно большое значение тому, чтобы наши сограждане могли лучше оценить, насколько обогатилась Франция от отношений с теми, кто за многие столетия обосновался на ее земле. Я очень рад ? и счастлив, что говорю об этом именно в Труа, городе с сильной и древней культурной традицией, ? открытию в Луврском музее нового отдела ? отдела исламского искусства, который подчеркнет универсальное призвание такого престижного учреждения, как Лувр".

Элисейский дворец, видимо, решил ускорить процесс, начавшийся после терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, и как-то отреагировать на последовавшее за ними стремительное ухудшение отношений между мусульманской, иудейской и христианской общинами. Со своей стороны, американские культурные учреждения в какой-то степени "опередили" атаки 11 сентября, уделив исламскому искусству значительное место во многих музеях, в частности в Вашингтоне и Нью-Йорке, а также устраивая большие выставки по всей стране.

Впрочем, в Труа Жак Ширак хотел опровергнуть идею о том, что между исламом и преступностью существует очевидная связь. Наконец, интерес главы государства к незападным культурам, бесспорно, является третьим ? хотя и не столь явным ? мотивом после открытия залов африканского искусства в Лувре, реконструкции Музея азиатских искусств и закладки строительства нового музея на набережной Бранли, который уже окрестили "музеем примитивного искусства".

Создание в Париже Института арабского мира, в самом названии которого предусмотрительно нет упоминания об исламе, лишь частично удовлетворило потребность в обретении через культуру прочных связей со значительной частью французского общества и важными партнерами Франции на международной арене.

Во Франции имеются две крупные коллекции, которые, однако, не имеют должного "уровня экспозиционного решения". Одна из них, располагающаяся в Лувре, была создана в 1890 году. Она объединяет самые разные экспонаты VII?XIX веков, происходящие из стран ислама. Эта коллекция включает в себя изделия из керамики, металла, дерева и слоновой кости, ткани, миниатюры, папирусы и камни. Многие ее предметы считаются уникальными шедеврами: это, например, инкрустированный серебром бассейн ? "баптистерий Святого Людовика" (Египет, XIV в.) или коробка из слоновой кости, изготовленная для сына халифа Кордовы. Из 10 тысяч предметов, составляющих коллекцию, лишь 1300 выставлены сегодня на обозрение в подземном зале в 1100 кв. м, защищенном от затопления, как и все инфраструктуры Лувра.

Ковры, которых не видели с 1972 года

Почти одновременно с луврской появилась ? также в Париже ? коллекция Музея декоративного искусства. Однако ее функция была иной. Эта коллекция гораздо богаче произведениями эпохи последних великих империй ислама (середины XV ? XVIII веков). В эту коллекцию, в частности, входят многочисленные и очень красивые ткани и ковры, играющие столь большую роль в этих культурах и мало представленные в Лувре. Коллекцию Центрального союза декоративного искусства (UCAD) не видно с 1972 года. Для нее не нашлось места в реконструкционных проектах, которые осуществляются этой организацией с середины 90-х годов.

В свете этого, вдохновленный рекомендациями Жака Ширака, Жан-Жак Айагон попросил директора Луврского музея Анри Луаретта обдумать способ выставить эти сокровища в Лувре. Изучив в деталях возможности дворца, его команда разработала пять вариантов решения проблемы. Четыре из них были отвергнуты: группа Луаретта сочла их либо разрушительными для существующего музея, либо слишком дорогостоящими, либо слишком скромными, чтобы достойно представлять исламское искусство.

Пятый вариант имеет ряд достоинств. Во-первых, он предусматривает выделение под экспозицию пространств, более отвечающих ? по площади и по высоте ? амбициям музея, чем существующие сегодня подземные залы. Во-вторых, он позволяет "разгрузить" пространство Пирамиды для крупных экспозиций. Наконец, он дает возможность осуществить педагогическую программу, аналогичную программе Британского музея: сегодня в Лувре это сделать невозможно, поскольку необходимые для нее пространства изначально не были предусмотрены.

Но для реализации этого проекта нужно сделать весьма трудное дело: перенести в другое место Музей декоративного искусства, который сам страдает от тесноты, но теперь, после стольких лет ожиданий, готовится к реконструкции. Группа Беатрисы Сальмон, нынешнего директора музеев UCAD, считает этот проект неприемлемым. Хотя и говорит, что понимает ? по крайней мере, теоретически ? инициативу своего могущественного соседа, она опасается последствий такого выбора: если лучшие здания в Париже будут передаваться "самым-самым", это втянет UCAD в приключение с непредсказуемым результатом.

Руководство Лувра хотело бы скорее взяться за реализацию проекта. Однако Жан-Жак Айагон уже говорил о двух "препятствиях", которые после изучения всех возможных проектов он называет "условиями": сначала предстоит найти престижное и просторное здание, чтобы компенсировать предполагаемый переезд UCAD с его замечательными коллекциями. Далее нужно, чтобы такая грандиозная операция не легла тяжким бременем на бюджет министерства культуры?

Le Monde сумел раздобыть информацию о нескольких конкурирующих проектах. Одним из них является идея размещения экспозиции в павильоне Марсан, который занимает UCAD. Это амбициозный и при этом достаточно разумный проект. Он логичен и существенно не увеличивает расходы на деятельность обоих учреждений. Но ясно, что только президент Республики способен одеть Петра, не раздев при этом Павла.

Источник: Le Monde


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru